... > Безопасность жизнедеятельности > Государственная система предупреждения...

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ГСЧС) — это система, объединяющая республиканский орган государственного управления, осуществляющий управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, гражданской обороны (далее — республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям), другие республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, организации, обеспечивающая планирование, организацию, исполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — чрезвычайные ситуации) и подготовку к проведению мероприятий гражданской обороны. Построение ГСЧС осуществляется по административно-территориальному и отраслевому принципам.

ГСЧС образуют Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь, республиканский орган государственного управления по чрезвычайным ситуациям, территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь. ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.

Основные задачи ГСЧС определены Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 года О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 19, ст.212; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №8, 2/932; 2005 г., № 103, 2/1120). Каждый уровень ГСЧС имеет координирующие органы, органы управления по чрезвычайным ситуациям, силы и средства, информационно-управляющую систему и резервы материальных ресурсов.

Координирующими органами ГСЧС являются:

  • на республиканском уровне — Комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров Республики Беларусь и комиссии по чрезвычайным ситуациям республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;

  • на территориальном уровне, охватывающем территорию области и г. Минска;

  • комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и распорядительных органах областей и г. Минска; на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе);

  • комиссии по чрезвычайным ситуациям при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);на объектовом уровне, охватывающем территорию конкретной организации;

  • комиссия по чрезвычайным ситуациям организации.

В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций, система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которая функционирует в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 ноября 2004 г. № 1466 Об утверждении Положения о системе мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №188, 5/15181).

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

  • подразделений по чрезвычайным ситуациям;

  • территориальных и объектовых гражданских формирований гражданской обороны;

  • организаций здравоохранения и медицинских формирований, предназначенных для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях;

  • организаций ветеринарной службы и станций защиты растений, Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

  • аварийно-спасательных служб республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, создающих отраслевые подсистемы ГСЧС;

  • территориальных и объектовых аварийно-спасательных служб; специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Решениями руководителей организаций могут создаваться нештатные аварийно-спасательные службы, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные службы должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.

По плану взаимодействия для ликвидации чрезвычайных ситуаций в установленном порядке могут привлекаться силы и средства Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований.

К средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций относятся специальные средства, предназначенные для организации, проведения и обеспечения аварийно-спасательных работ, в том числе средства связи и управления, аварийно-спасательная техника, оборудование, инструменты, средства индивидуальной защиты, снаряжение и другое имущество, а также методические материалы, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайной ситуации, информационные базы данных и иные средства.