1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ >
  4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Общая характеристика и классификация чрезвычайных ситуаций

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Катастрофа Классификация чрезвычайных ситуаций Чрезвычайная ситуация (авария)
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Чрезвычайная ситуация (авария) — внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся резким нарушением установившегося процесса или явления и оказывающая значительное отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Катастрофа — авария, сопровождающаяся гибелью людей.

 Классификация чрезвычайных ситуаций:

  • по причинам возникновения:

    • стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, ураганы, снежные заносы, грозы, ливни, засухи и др.);

    • техногенные катастрофы (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных  коммуникациях при перевозке разрядных грузов, продуктопроводах и т.д.);

    • антропогенные катастрофы (катастрофические изменения биосферы под воздействием научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности);

    • социально-политические конфликты (военные, социальные);

  • по масштабу распространения с учетом тяжести последствий:

    • локальные;

    • объектовые;

    • местные;

    • региональные;

    • национальные;

    • глобальные;

  • по скорости распространения опасности (темпу развития):

    • внезапные;

    • быстро распространяющиеся;

    • умеренные.

Основные последствия ЧС:

  • разрушения;

  • затопления;

  • массовые пожары;

  • химическое заражения;

  • радиоактивные загрязнения (заражение);

  • бактериальное (биологическое) заражение.

Масштаб последствий (ущерб) ЧС (количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т. д.) является следствием взаимодействия многих явлений — причин (факторов).

Характерными условиями возникновения ЧС являются:

  • существование источника опасных и вредных факторов (предприятия и производства, продукция и технологические процессы которых предусматривают использование высоких давлений, взрывчатых, легковоспламеняющихся, а также химически агрессивных, токсичных, биологически активных и радиационно-опасных веществ и материалов; гидротехнические сооружения; транспортные средства; места захоронения отходов токсичных и радиоактивных веществ; здания и сооружения, построенные с нарушением СНиП; военная деятельность и т. п.);

  • действие факторов риска (высвобождение энергии различных видов, а также токсичных, биологически активных или радиоактивных веществ в количествах или дозах, представляющих угрозу жизни и здоровью населения и загрязняющих окружающую среду);

  • экспозиция населения, а также среды его обитания (зданий, орудий труда, воды, продуктов питания и т. д.), способствующих повышению факторов риска.

В развитии ЧС любого типа можно выделить четыре характерные стадии:

  • первая — стадия накопления проектно-производственных дефектов сооружений (зданий, оборудования) или отклонений от норм (правил) ведения того или иного процесса. Иными словами, это стадия зарождения ЧС, которая может длиться сутки, месяцы, а иногда годы и десятилетия;

  • вторая — инициирование чрезвычайного события;

  • третья — процесс чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска — энергии или вещества, оказывающих неблагоприятное воздействие на население и окружающую среду;

  • четвертая — стадия затухания, которая хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности — локализации ЧС, до полной ликвидации ее прямых и косвенных последствий, включая всю цепочку вторичных, третичных и т. д. последствий. Продолжительность данной стадии может составлять годы, а то и десятилетия.


Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.