Эффект масштаба производства

Оглавление

#масштабом производства #отдача от масштаба #возрастающая отдача #убывающая отдача #оптимальный объем производства продукции
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

В долгосрочном периоде можно изменить все факторы производства. Когда они увеличиваются, то масштабы производства тоже увеличиваются.

Под масштабом производства понимается размер фирмы по объему выпуска продукции.

Для анализа масштаба производства используется понятие «эффект масштаба производства» (отдача от масштаба). Это понятие характеризует изменение выпуска продукции при пропорциональном возрастании используемых факторов производства.

Если увеличить объем используемых факторов производства в n раз, а выпуск продукции увеличится также в n раз, то будет наблюдаться постоянная отдача от масштаба. В этом случае масштаб деятельности фирмы не влияет на производительность используемых факторов. Если выпуск продукции увеличивается больше, чем в n раз, то имеет место возрастающая отдача от масштаба.

Причиной возникновения положительного эффекта масштаба является:

  1. Неделимость производства, т. е. какой бы маленькой не была фирма, для нормального функционирования ей необходимо помещение с соответствующим набором оргтехники, бухгалтер, руководитель и т. д.

  2. Специализация производства, т .е. сосредоточение каждого работника на выполнении какой-либо операции. В этом случает производство ведется более эффективно.

  3. Существование технической экономии до определенных пределов.

Если выпуск продукции увеличится менее, чем в n раз, то имеет место убывающая отдача от масштаба.  Основная причина существования отрицательного эффекта масштаба заключается в том, что по мере роста фирмы управление ею становится все более трудным делом, растут управленческие расходы, координация различных подразделений усложняется. Таким образом при относительно высоком объеме выпуска характерен отрицательный эффект масштаба.

Эффективный масштаб производства обеспечивает возможность производить оптимальный объем производства продукции (Q optim).