Экономическая сущность, формы и методы государственного регулирования рыночной экономики

Оглавление

#Государство #политическое и правовое регулирование #наличие государственной собственности #перераспределение национального дохода
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Государство — очень сложное социальное образование. Мы здесь не в состоянии даже перечислить разные стороны, аспекты существования и исследования государства. Как всякое общественное явление, государство не остается неизменным. Оно развивается, частично меняя даже свою природу.

Государство как соответствующий рыночной классической экономике общественный институт возникает вначале как буржуазное государство. Это «общенациональный политический комитет по делам буржуазии» выражающий, защищающий, прежде всего и более всего интересы одного — правящего класса, а в нем в первую очередь — крупной буржуазии.

Современной смешанной экономике соответствует несколько иная природа государства, которое в базовых своих чертах остается буржуазным, но уже не только комитетом по делам буржуазии, но и всей нации. Однако для подавляющего числа переходных стран государство больше соответствует классическому этапу развития рыночной экономики, а не его современному этапу. Государство остается самым мощным, самым влиятельным и всепроникающим институтом современного буржуазного общества. На заре капитализма его идеологи выступали резко за ограничение роли государства в экономической жизни страны. Сначала — до победоносных политических буржуазных революций и захвата молодой буржуазией государственной власти - это было связано с тем, что молодая буржуазия боролась не с государством вообще, а с феодальным государством за овладение последним. Затем, после политической победы буржуазии ей до поры не нужно было государство как участник внутриэкономической жизни. Государство должно было выражать интересы нового правящего класса в отношениях с другими государствами, поддерживать национальную буржуазию в острой конкурентной борьбе на мировой арене с помощью, прежде всего военно-политических средств.

По мере укрепления и усиления экономической мощи класса капиталистов стали усиливаться внутриклассовые противоречия, что проявилось в становлении монополий и их усилении, в том числе и за счет немонополистической буржуазии. Именно это противоречие привело сначала группу ведущих западных демократий, а позже и остальных капиталистических стран, к необходимости усиления роли государства в экономике как высшего арбитра в столкновении интересов разных слоев и групп внутри капиталистического правящего класса.

Государственное вмешательство имеет ряд форм

  1. Первая из них вытекает, следует непосредственно из природы государства как общественного политического общенационального института — это его политическое и правовое регулирование всех сторон социальной жизни, в том числе и экономики. 

  2. Материальной основой вмешательства и регулирования экономики считается наличие государственной собственности на значительную часть национальных производственных ресурсов: земли, промышленного капитала, активов в частных предприятиях, золотовалютных резервов и т. д. Опираясь на эту собственность, государство осуществляет предпринимательскую деятельность через предприятия государственного сектора - вторую форму государственного участия в экономике. 

  3. Третья форма государственного вмешательства в экономику — перераспределение национального дохода. Государство мобилизует, собирает, концентрирует растущую часть национального дохода в бюджете, распределяя затем их между субъектами хозяйствования и домохозяйствами, исходя из разных целей, в том числе и неэкономических.

Особенность становления капитализма в странах бывшего социализма обусловлена тем обстоятельством, что переход к капитализму происходит в странах, где роль государства, степень огосударствления всех экономических процессов была чрезмерной, избыточной, почти тотальной.

Отсюда вытекает несколько особенностей экономической роли государства в переходной экономике

  • Осуществляется не просто смена форм государственного вмешательства в экономику, а резкое сокращение вмешательства. 

  • Вместе с тем в этих странах значение государственного сектора и активность государства в экономике, в частности, в форме перераспределения национального дохода, сокращается неоправданно быстро и резко. 

  • Доля государственного сектора, государственной собственности и потребления в ВВП, роль государственного бюджета в инвестиционном процессе, в обеспечении социальных нужд и социального страхования заметно уменьшается. 

  • Лишь впоследствии с разным темпом в разных странах начинает восстанавливаться активное государственное регулирование, но уже на новой экономической основе, с использованием несоциалистических форм, с новыми критериями эффективности государственного сектора экономики. Во всем этом страновые особенности весьма велики.