... > Макроэкономика > Экономические функции государства....

Экономические функции государства. Модели государственного регулирования: классическая, кейнсианская и др. Инструменты государственного воздействия на экономику. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Государственное регулирование Экономические методы Государственный сектор доля государственных расходов ВВП
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основные направления экономической деятельности:

  • создание и корректировка нормальных условий работы рыночного механизма;

  • выполнение функций по максимально допустимым границам вмешательства государства в рыночную экономику;

  • разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Экономическая политика государства (ЭП) — это совокупность мер, направленных на упорядочивание экономических процессов, оказание на них влияния и предопределение их результатов.

Субъектами экономической политики являются:

  • государство и его институты;

  • промежуточные субъекты ЭП;

  • негосударственные субъекты ЭП. 

Цели ЭП:

на глобальном уровне основная цель развития экономики – стремление достичь максимального благосостояния всего общества;

цель второго уровня:

1) по классификации Смита: обеспечение безопасности по отношению к внешней среде, создание правового порядка, обеспечение государством инфраструктуры;

2) на сегодняшний день цель второго уровня — свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность. Соотношение целей разных уровней находится в диалектической взаимосвязи, т. е. достижение нижестоящей цели – это средство для выполнения цели более высокого уровня.

цель третьего уровня — прикладные цели: создание рыночной инфраструктуры, экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое равновесие.

Еще одной целью является перераспределение доходов между всеми экономическими агентами. В данном случае встает проблема эффективности и справедливости, т. е. каким образом перераспределить доходы так, чтобы и предпринимателям было выгодно вести свою деятельность, и те группы лиц, которые по каким-либо причинам имеют ограничения в производстве национального продукта, тоже могли получать определенный доход.

Методы и инструменты государственного регулирования

Государственное регулирование — это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка — спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Государство, выполняя свои функции, применяет различные методы, к основным из которых относятся экономические и административные.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на AD, AS, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. К экономическим методам относятся: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование. 

Административное хозяйствование характеризуется прямыми методами регулирования и базируется на властно-распределительных отношениях. К ним относятся: безвозвратное целевое финансирование секторов экономики, фирм. Цель таких методов — достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения.

Экономические и административные методы взаимосвязаны, применяются в комплексе. 

Есть такие области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:

  • жесткий государственный контроль монопольных рынков;

  • регулирование внешних эффектов;

  • определение и поддержка минимально допустимых параметров благосостояния населения (минимальная зарплата и т. д.).

Модели государственного регулирования

Все известные инструменты государственного регулирования относятся к той или иной макроэкономической модели.

Модели можно поделить по следующим критериям:

  • на что должна воздействовать гос.экономическая политика для достижения своих целей — на AD или AS?

  • через какой сектор экономики должно осуществляться это воздействие, к примеру, через реальный или денежный?

Существуют значительные расхождения в концепциях разных экономических школ относительно объекта воздействия и результатов макроэкономической политики.

3 основных метода подхода по управлению рыночной экономикой:

1) сторонники либерально-монетаристской экономики (Фридман, Фишер и др) — полагают, что рынок априори конкурентен и это само по себе способно привести к макро-равновесию, а для стабилизации национального рынка необходимо лишь регулировать объем денег.

2) классическая концепция — в соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.)

3) последователи кейнсианской концепции (Модильяни, Самуэльсон, Солоу) — показали, что у системы свободного рынка нет внутренних механизмов, обеспечивающих макроэкономическое равновесие, и лишь активное вмешательство государства способно обеспечить данное равновесие.

Государственный сектор

Государственный сектор — это совокупность капитальных, материальных, финансовых потоков, находящихся в распоряжении гос.институтов.

Основные функции государственного сектора:

  • функция перераспределения доходов между субъектами экономики;

  • государство является поставщиком общественных благ.

Одним из методов оценки масштаба государственного сектора является использование статистических данных о доле занятых на гос.предприятиях и доли продукции государственных предприятий в общем объеме производимых благ.

В современных условиях наиболее репрезентативным показателем считается доля государственных расходов ВВП.