Экономические функции государства. Модели государственного регулирования: классическая, кейнсианская и др. Инструменты государственного воздействия на экономику. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства

Оглавление

#Государственное регулирование #Экономические методы #Государственный сектор #доля государственных расходов ВВП
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Основные направления экономической деятельности:

  • создание и корректировка нормальных условий работы рыночного механизма;

  • выполнение функций по максимально допустимым границам вмешательства государства в рыночную экономику;

  • разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

Экономическая политика государства (ЭП) — это совокупность мер, направленных на упорядочивание экономических процессов, оказание на них влияния и предопределение их результатов.

Субъектами экономической политики являются:

  • государство и его институты;

  • промежуточные субъекты ЭП;

  • негосударственные субъекты ЭП. 

Цели ЭП:

на глобальном уровне основная цель развития экономики – стремление достичь максимального благосостояния всего общества;

цель второго уровня:

1) по классификации Смита: обеспечение безопасности по отношению к внешней среде, создание правового порядка, обеспечение государством инфраструктуры;

2) на сегодняшний день цель второго уровня — свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность. Соотношение целей разных уровней находится в диалектической взаимосвязи, т. е. достижение нижестоящей цели – это средство для выполнения цели более высокого уровня.

цель третьего уровня — прикладные цели: создание рыночной инфраструктуры, экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое равновесие.

Еще одной целью является перераспределение доходов между всеми экономическими агентами. В данном случае встает проблема эффективности и справедливости, т. е. каким образом перераспределить доходы так, чтобы и предпринимателям было выгодно вести свою деятельность, и те группы лиц, которые по каким-либо причинам имеют ограничения в производстве национального продукта, тоже могли получать определенный доход.

Методы и инструменты государственного регулирования

Государственное регулирование — это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка — спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.

Государство, выполняя свои функции, применяет различные методы, к основным из которых относятся экономические и административные.

Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на AD, AS, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. К экономическим методам относятся: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование. 

Административное хозяйствование характеризуется прямыми методами регулирования и базируется на властно-распределительных отношениях. К ним относятся: безвозвратное целевое финансирование секторов экономики, фирм. Цель таких методов — достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения.

Экономические и административные методы взаимосвязаны, применяются в комплексе. 

Есть такие области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:

  • жесткий государственный контроль монопольных рынков;

  • регулирование внешних эффектов;

  • определение и поддержка минимально допустимых параметров благосостояния населения (минимальная зарплата и т. д.).

Модели государственного регулирования

Все известные инструменты государственного регулирования относятся к той или иной макроэкономической модели.

Модели можно поделить по следующим критериям:

  • на что должна воздействовать гос.экономическая политика для достижения своих целей — на AD или AS?

  • через какой сектор экономики должно осуществляться это воздействие, к примеру, через реальный или денежный?

Существуют значительные расхождения в концепциях разных экономических школ относительно объекта воздействия и результатов макроэкономической политики.

3 основных метода подхода по управлению рыночной экономикой:

1) сторонники либерально-монетаристской экономики (Фридман, Фишер и др) — полагают, что рынок априори конкурентен и это само по себе способно привести к макро-равновесию, а для стабилизации национального рынка необходимо лишь регулировать объем денег.

2) классическая концепция — в соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.)

3) последователи кейнсианской концепции (Модильяни, Самуэльсон, Солоу) — показали, что у системы свободного рынка нет внутренних механизмов, обеспечивающих макроэкономическое равновесие, и лишь активное вмешательство государства способно обеспечить данное равновесие.

Государственный сектор

Государственный сектор — это совокупность капитальных, материальных, финансовых потоков, находящихся в распоряжении гос.институтов.

Основные функции государственного сектора:

  • функция перераспределения доходов между субъектами экономики;

  • государство является поставщиком общественных благ.

Одним из методов оценки масштаба государственного сектора является использование статистических данных о доле занятых на гос.предприятиях и доли продукции государственных предприятий в общем объеме производимых благ.

В современных условиях наиболее репрезентативным показателем считается доля государственных расходов ВВП.