Экономические функции государства. Модели государственного регулирования: классическая, кейнсианская и др. Инструменты государственного воздействия на экономику. Сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Основные направления экономической деятельности:
создание и корректировка нормальных условий работы рыночного механизма;
выполнение функций по максимально допустимым границам вмешательства государства в рыночную экономику;
разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.
Экономическая политика государства (ЭП) — это совокупность мер, направленных на упорядочивание экономических процессов, оказание на них влияния и предопределение их результатов.
Субъектами экономической политики являются:
государство и его институты;
промежуточные субъекты ЭП;
негосударственные субъекты ЭП.
Цели ЭП:
на глобальном уровне основная цель развития экономики – стремление достичь максимального благосостояния всего общества;
цель второго уровня:
1) по классификации Смита: обеспечение безопасности по отношению к внешней среде, создание правового порядка, обеспечение государством инфраструктуры;
2) на сегодняшний день цель второго уровня — свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность. Соотношение целей разных уровней находится в диалектической взаимосвязи, т. е. достижение нижестоящей цели – это средство для выполнения цели более высокого уровня.
цель третьего уровня — прикладные цели: создание рыночной инфраструктуры, экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен, устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое равновесие.
Еще одной целью является перераспределение доходов между всеми экономическими агентами. В данном случае встает проблема эффективности и справедливости, т. е. каким образом перераспределить доходы так, чтобы и предпринимателям было выгодно вести свою деятельность, и те группы лиц, которые по каким-либо причинам имеют ограничения в производстве национального продукта, тоже могли получать определенный доход.
Методы и инструменты государственного регулирования
Государственное регулирование — это система мер по централизованному воздействию государства, его федеральных и региональных органов на основные элементы рынка — спрос и предложение, условия реализации (включая цены), качество товаров, рыночную инфраструктуру, конкуренцию и др.
Государство, выполняя свои функции, применяет различные методы, к основным из которых относятся экономические и административные.
Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования через влияние на AD, AS, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий. К экономическим методам относятся: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и планирование.
Административное хозяйствование характеризуется прямыми методами регулирования и базируется на властно-распределительных отношениях. К ним относятся: безвозвратное целевое финансирование секторов экономики, фирм. Цель таких методов — достижение приоритетов развития, защита общественно-необходимых секторов экономики и групп населения.
Экономические и административные методы взаимосвязаны, применяются в комплексе.
Есть такие области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму:
жесткий государственный контроль монопольных рынков;
регулирование внешних эффектов;
определение и поддержка минимально допустимых параметров благосостояния населения (минимальная зарплата и т. д.).
Модели государственного регулирования
Все известные инструменты государственного регулирования относятся к той или иной макроэкономической модели.
Модели можно поделить по следующим критериям:
на что должна воздействовать гос.экономическая политика для достижения своих целей — на AD или AS?
через какой сектор экономики должно осуществляться это воздействие, к примеру, через реальный или денежный?
Существуют значительные расхождения в концепциях разных экономических школ относительно объекта воздействия и результатов макроэкономической политики.
3 основных метода подхода по управлению рыночной экономикой:
1) сторонники либерально-монетаристской экономики (Фридман, Фишер и др) — полагают, что рынок априори конкурентен и это само по себе способно привести к макро-равновесию, а для стабилизации национального рынка необходимо лишь регулировать объем денег.
2) классическая концепция — в соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, словом, делать то, что индивид либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние, как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.)
3) последователи кейнсианской концепции (Модильяни, Самуэльсон, Солоу) — показали, что у системы свободного рынка нет внутренних механизмов, обеспечивающих макроэкономическое равновесие, и лишь активное вмешательство государства способно обеспечить данное равновесие.
Государственный сектор
Государственный сектор — это совокупность капитальных, материальных, финансовых потоков, находящихся в распоряжении гос.институтов.
Основные функции государственного сектора:
функция перераспределения доходов между субъектами экономики;
государство является поставщиком общественных благ.
Одним из методов оценки масштаба государственного сектора является использование статистических данных о доле занятых на гос.предприятиях и доли продукции государственных предприятий в общем объеме производимых благ.
В современных условиях наиболее репрезентативным показателем считается доля государственных расходов ВВП.