Экономические основы налогообложения. Функции и типы налогов. Кривая Лаффера

Оглавление

#Экономическая функция #Бюджетно-финансовая функция #Прогрессивный налог #пропорциональном налоге #регрессивном налогообложении #А. Лаффер
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Экономическая функция налогов состоит в воздействии налоговой политики государства на экономические процессы. В этой своей функции налоги играют либо стимулирующую, либо ограничительную, либо контролирующую роль.

Например, к данной функции относятся: 

  • предоставление государством налоговых льгот предприятиям малого бизнеса (в первые годы их деятельности), 

  • снижение (или снятие) налогов при приобретении новой техники, 

  • установление более высоких налогов на сверхприбыль. 

Бюджетно-финансовая функция налогов заключается в формировании денежных доходов гос-ва и в создании материальной базы для осуществления им экономической политики. Выполняя бюджетно-финансовую функцию, налоги выступают как доходная часть бюджета. С помощью налоговой системы доходы перераспределяются (от богатых к бедным, из одних отраслей хозяйства — в другие). Маневры с налогами (в основном, через систему налоговых льгот и привилегий) помогают государству стимулировать ускорение НТП, увеличение занятости, расширение экспорта.

По типам взимаемых ставок налоги относят к трем группам: 

  1. прогрессивный налог, 

  2. пропорциональный налог, 

  3. регрессивный налог. 

Прогрессивный налог (или налогообложение по прогрессивной ставке) означает, что с высоких доходов берется больший процент, чем с низких (то есть ставка налога повышается при возрастании дохода).

Такой принцип наиболее часто используется при сборе подоходного налога.

При пропорциональном налоге взимается одна и та же ставка налога, независимо от величины дохода.

Например, в пенсионный фонд в России собирают 1% от любого заработка.

При регрессивном налогообложении процент изъятия дохода налогами уменьшается при возрастании дохода.

Оно вводится для того, чтобы стимулировать рост прибыли, например. Одновременно при регрессивных налогах неравенство в доходах после налогообложения возрастает. Так, налог на продажи (как и все косвенные налоги, взимаемые в ценах товаров, он относится к регрессивным) большим бременем ложится на лица о низкими доходами, чем на тех, кто получает высокие доходы.

Таким образом, прогрессивное налогообложение, перераспределяющее доходы, связано в основном с прямыми налогами на доходы и наследство, а пропорциональное и регрессивное — в большей степени с косвенными налогами (такими, как акцизные сборы, налоги на продажи, налог на добавленную стоимость, НДС).

Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок — размера налога на единицу налогообложения.

В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают: 

  • подрыв основ нормального воспроизводства и НТП; 

  • деформирование и торможение процесса производства; 

  • снижение трудовой активности; 

  • рост теневой экономики; 

  • массовая практика уклонения от налогов;

  • сокращение поступлений в госбюджет. 

Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х годов, когда налоги забирали чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.

Американский экономист А. Лаффер исследовал взаимосвязь между величиной ставки налога и поступлениями в госбюджет средств от сбора налогов. Он установил следующую закономерность: повышение налоговой ставки обеспечивает большую величину налоговых поступлений лишь до определенного момента, а после него дальнейшее повышение ставки налога ведет к снижению стимулов производства, и таким образом общая сумма налоговых поступлений от предприятий сокращается.

Графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок получило в экономической теории название кривой Лаффера

Значение налоговой ставки Хо  таково, что при нем поступления от налогов в госбюджет достигают своей максимальной величины Умакс. Так что государству целесообразно установить налоговую ставку на уровне Хо — не больше и не меньше. Однако теоретически установить оптимальное значение налоговой ставки не удается. Правда, практика свидетельствует о том, что суммарные налоговые изъятия из валового дохода предприятий, которые превышают 35-40% его величины, крайне нежелательны — ведь они подрывают интерес предприятий к наращиванию производства.

Таким образом, кривая Лаффера показывает, что не всегда повышение ставки ведет к росту доходов государства. Поэтому в своей налоговой политике правительство должно в первую очередь позаботиться не только о росте налоговых ставок, но и заинтересовать производителя в развитии производства.