Границы вхождения государства в рынок

Оглавление

#риск #неопределенность #правильную организацию денежного обращения #экономическими возможностями
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Конкретные действия государства в случае разбалансированности рынка прогнозировать заранее трудно, иногда и невозможно. Они требуют оценки ситуации. Поэтому допустим, что рыночный механизм успешно саморегулирует экономические процессы и попытаемся для этих условий определить, где и в каких масштабах должны осуществляться при этом регулирующие функции государства.

Обратим внимание на то, что любое общество имеет сферы деятельности, доступные исключительно государству. Сюда относится политическая сфера, оборона страны, в ведении государства обычно находятся такие базовые отрасли экономики, как добывающая промышленность, энергетика, коммуникации, охрана общественного порядка, медицинская безопасность населения и т. д. Здесь границы вмешательства государства должны определяться экономическими возможностями и социальными потребностями.

В ряде случаев рынок не в состоянии обеспечить равновесие в силу очень сложных или очень масштабных экономических или социальных дефектов. Возникают так называемые внешние эффекты, на которые рынок просто не реагирует. Для Республики Беларусь таким внешним эффектом явилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Для всего цивилизованного мира таким внешним эффектом является загрязнение окружающей среды. Здесь социальные затраты становятся намного больше рыночных и эту разницу должно покрывать государство за счет общественных средств.

Развитие фундаментальных научных исследований оказывается не под силу рыночному механизму. Здесь действует риск, неопределенность, непредсказуемость сроков и требуемых затрат. Тем не менее без них нельзя прогнозировать структурную перестройку, стимулировать научно-технический прогресс. Государство берет на себя основное бремя затрат на эти цели.

Есть и вовсе исключительная сфера деятельности государства. Речь идет о защите интересов национальной экономики на международном рынке, куда входят мероприятия по контролю за миграцией капиталов, рабочей силы, обеспечение платежного баланса страны, поддержание курса валюты и т. д. Не следует при этом также упускать из вида такую важную регулирующую функцию государства как правильную организацию денежного обращения.