Комбинированная экономическая политика — сочетание мер фискальной и кредитно-денежной политики. Проблемы координации бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики

Оглавление

#фискальной #кредитно-денежной #«эффект вытеснения» #долговое финансирование #Эффективная стабильная денежная политика #фиксированном #свободно плавающего #политику предложения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

В соответствии с приверженностью к той или иной концепции политики экономисты рекомендуют использовать инструменты фискальной или кредитно-денежной политики. Однако на практике правительство использует эти инструменты в тесной взаимосвязи. Такое сочетание инструментов стабилизационной политики имеет свое обоснование, т. к. повышает результативность экономического регулирования.

Следует, однако, отметить, что в большинстве случаев «первичными» являются мероприятия фискальной политики.

  1. Фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении правительства.

  2. Денежно-кредитная политика формируется Центральными банками, которые зачастую достаточно независимы от правительства, а тактические цели политики Центрального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.

Интересна следующая закономерность, которая часто просматривается в развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой: чем больше независимость (как формальная, так и неформальная) Центрального банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

Важно понимать единовременный и краткосрочный характер повышающего воздействия комбинированного сочетания инструментов фискальной и денежно-кредитной политики. Определенные трудности связаны с вопросом согласованности, координации бюджетно-налоговой и денежной политики.

Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных расходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денежной массы и вызовет рост процентной ставки, что может привести к сокращению частных инвестиций («эффект вытеснения») и подрыву исходных стимулов к расширению экономической активности.

Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вынужден расширить предложение денег, провоцируя инфляцию. Аналогичная проблема встает при решении вопроса о финансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизацией дефицита или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ считается неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они переводятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подключается Центральный банк, то, как уже было показано, увеличивается сумма резервов банковской системы, а соответственно, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста денежной массы) в большинстве случаев не может сосуществовать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях длительного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования, правительству бывает сложно удержаться от давления на Центральный банк с целью добиться увеличения денежной массы для финансирования дефицита. Поэтому рост государственной задолженности и тем более ее монетизация должны быть ограничены, в противном случае, частный сектор может направлять любое количество дополнительных денег не на инвестиции и даже не на потребление, а на покупку гособлигаций.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика тесно связана и с внешнеэкономической политикой.

Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение валютных резервов (покупка или продажа иностранной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обменного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике. Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный банк проводит стерилизацию притока или оттока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы вследствие валютных операций изменением объема внутреннего кредита с помощью известных инструментов денежной политики.

Объем интервенции, осуществляемой Центральным банком, зависит от режима регулирования валютного курса. При фиксированном валютном курсе ЦБ должен осуществить интервенцию (в рублях или долларах) в объеме, равном сальдо платежного баланса. Например, если сальдо платежного баланса пассивное, то Центральный банк должен осуществить долларовую интервенцию, если активное — то рублевую. Однако, если сальдо платежного баланса в какой-либо стране устойчиво пассивное в течение ряда лет, то это может привести к истощению валютных резервов ЦБ и тогда единственным выходом при политике фиксированного валютного курса становится девальвация национальной валюты. В условиях свободно плавающего валютного курса Центральный банк не прибегает к интервенциям, так как любые несоответствия в спросе и предложении на валютном рынке устраняются изменением валютного курса. Валютные резервы ЦБ в этом случае остаются без изменений. Так как в Российской Федерации режим регулирования валютного курса представляет собой «ограниченное плавание», то Центральный банк РФ прибегает к интервенциям на валютном рынке с целью удержания курса рубля в рамках «валютного коридора».

Проблемы координации бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики

Экономическая политика, направленная на одновременное достижение двух находящихся в отношении субституции целей, реализуема лишь тогда, когда переменные ΔG и ΔМ линейно независимы.

Экономически это означает, что отношение предельного приращения совокупного спроса на единицу государственных расходов к предельному приращению уровня цен, не должно равняться отношению предельного приращения совокупного спроса при увеличении денег на единицу к предельному приращению уровня цен. Только в этом случае эффекты фискальной и денежной политики полностью не нейтрализуют друг друга.

Следовательно, для одновременного достижения нескольких экономических целей, находящихся в отношении субституции, необходимо использовать, по крайней мере, столько же независимых инструментов экономической политики, сколько преследуется целей.

Коэффициент сравнительной эффективности фискальной и денежно-кредитной политики

До сих пор мы обращали внимание на то, что мероприятия комбинированной экономической политики государства сдвигают кривую совокупного спроса. Однако, государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения, осуществляя политику предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства. Наибольший результат достигается в тех случаях, когда есть возможность сочетать политику предложения со стимулированием эффективного спроса.