... > Микроэкономика > Монопольная власть, ее...

Монопольная власть, ее источники. Показатели монопольной власти

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Монополизм Рыночная власть Источники со стороны спроса Источники со стороны предложения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Общественная эффективность олигополии зависит от величины рыночной власти входящих в нее фирм.

Рыночная власть — это способность экономического субъекта (фирмы, покупателя) воздействовать на параметры рыночного равновесия (цену и объем продаж) в собственных интересах.

Монополизм — это ситуация рыночной власти фирмы, при которой она обладает способностью воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого количества продукции.

Фирма обладает такой властью, если кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон, вследствие чего она получает возможность устанавливать цену на свою продукцию, превышающую предельные издержки ее производства. Следовательно, для того чтобы измерить рыночную власть фирмы, необходимо определить величину, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

Источники рыночной власти

Источники со стороны спроса:

  • эластичность рыночного спроса на продукцию фирмы — чем она меньше, тем больше ее рыночная власть;

  • доступность товаров-заменителей и величина перекрестной эластичности спроса на них — чем меньше товаров-заменителей, тем больше рыночная власть фирмы (фирм);

  • темпы роста и временные колебания спроса;

  • метод осуществления покупок потребителем (по прейскуранту, на закрытом аукционе, на открытых торгах и т. д.);

  • рыночные характеристики продукта (предметы роскоши, товары повседневного спроса, товары длительного пользования).

Источники со стороны предложения:

  • особенности технологии, предопределяющие достижение экономии на масштабе производства при больших объемах выпуска, так что производство в размере отраслевого спроса может с наименьшими средними издержками осуществляться одной (естественная монополия), двумя (дуополия) или несколькими (олигополия) крупными фирмами;

  • юридические барьеры на вхождение в отрасль конкурентов (авторское право, патенты, лицензии, внешнеторговые барьеры);

  • размещение и собственность на основные виды сырья, ресурсов;

  • обладание специфическими факторами производства, характерными только для данной фирмы, предложение которых на рынке ограничено (уникальные специалисты и менеджеры, ноу-хау);

  • барьеры, создаваемые самими фирмами, такие, как политика лимитирующего ценообразования, демпинг, сговор, картель, создание искусственного дефицита и другие методы «нечестной» конкуренции;

  • наличие безвозвратных издержек проникновения на рынок, например, на рекламу, стимулирование сбыта, оборудование, очистные сооружения, систему качества и т. д.;

  • случайные причины, по которым одни фирмы в отрасли начинают расти быстрее конкурентов и становятся лидерами.