Налоговая политика Республики Беларусь
Налоговая система РБ строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между РБ и РФ. Важно отметить, что главным источником дохода бюджета РБ являются косвенные налоги:
НДС;
акцизы.
В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов:
акцизов;
фискальной монополии.
Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются.
Налоговая система республики из двух основных функций (фискальной и стимулирующей) главным образом выполняет фискальную функцию.
Структура налогов и сборов, формирующих государственный бюджет РБ:
НДС (18%; 10%; 0%; 9,09%; 16,67%);
Акцизы;
Налог на прибыль (25%; 15%);
Налог на доходы (15%; 10%);
Дорожный фонд;
Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
Фонд содействия занятости (1%);
Лицензионные и регистрационные сборы;
Другие неналоговые доходы.
Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в Беларуси первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета.
Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Республике Беларусь, является НДС. Он вместе с акцизным сбором количественно заменил налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров.
Недостатки:
Нарушение принципа стабильности — введение частых изменений и дополнений в налоговую систему, которые не успевают принимать к работе, как плательщики, так и налоговые органы.
Не выполняются принципы простоты и доступности ввиду большого кол-ва налогов и способов исчисления.
Вышеуказанные проблемы увеличивают издержки предприятий в связи с содержанием большого штата бухг. И из-за административных нарушений.
Большая часть налогового бремени лежит на гражданах, т. к. налог на прибыль не выполняет свои ведущие роли.
Недостаточно эффективно выполняет функция информирования граждан со стороны налоговых органов.
Крупным источником дохода в Республике Беларусь являются акцизы.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям:
унификация платежей и сборов;
упрощение системы расчётов;
функциональное назначение налогообложения;
взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и источников покрытия;
обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей;
разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения.