Налоговая политика Республики Беларусь

Оглавление

#Налоговая система РБ #Внутренняя торговля #Внешняя торговля #Доходы физических лиц #НДС #акцизы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Налоговая система РБ строится под влиянием таких внутренних факторов, как инфляция и диспропорции в экономике. Особое влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие между РБ и РФ. Важно отметить, что главным источником дохода бюджета РБ являются косвенные налоги:

  • НДС;

  • акцизы.

В зависимости от характера торговой деятельности, проводимой субъектами экономических отношений, косвенные налоги делятся на 2 группы. Внутренняя торговля связана с использованием двух видов косвенных налогов:

  • акцизов;

  • фискальной монополии.

Внешняя торговля связана с использованием таможенной пошлины на товары, которые экспортируются или импортируются.

Налоговая система республики из двух основных функций (фискальной и стимулирующей) главным образом выполняет фискальную функцию.

Структура налогов и сборов, формирующих государственный бюджет РБ:

  • НДС (18%; 10%; 0%; 9,09%; 16,67%);

  • Акцизы;

  • Налог на прибыль (25%; 15%);

  • Налог на доходы (15%; 10%);

  • Дорожный фонд;

  • Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

  • Фонд содействия занятости (1%);

  • Лицензионные и регистрационные сборы;

  • Другие неналоговые доходы.

Доходы физических лиц, в отличие от других стран (кроме Франции), не являются в Беларуси первым и даже вторым по значению источником налоговых поступлений, составляя 13,2% к общему объему поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета.

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Республике Беларусь, является НДС. Он  вместе с акцизным сбором количественно заменил налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог существовать, поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного налогообложения используются акцизы, устанавливаемые на отдельные группы товаров. 

Недостатки:

  • Нарушение принципа стабильности — введение частых изменений и дополнений в налоговую систему, которые не успевают принимать к работе, как плательщики, так и налоговые органы.

  • Не выполняются принципы простоты и доступности ввиду большого кол-ва налогов и способов исчисления.

  • Вышеуказанные проблемы увеличивают издержки предприятий в связи с содержанием большого штата бухг. И из-за административных нарушений.

  • Большая часть налогового бремени лежит на гражданах, т. к. налог на прибыль не выполняет свои ведущие роли.

  • Недостаточно эффективно выполняет функция информирования граждан со стороны налоговых органов.

Крупным источником дохода в Республике Беларусь являются акцизы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговая система Республики Беларусь требует пересмотра по следующим направлениям:

  • унификация платежей и сборов;

  • упрощение системы расчётов;

  • функциональное назначение налогообложения;

  • взаимоувязанность характера платежа, налоговой базы и  источников покрытия;

  • обоснование нормативной базы механизма налогообложения и практики применения налогов и неналоговых платежей;

  • разработка модели соотношения прямых и косвенных платежей, стратегии и тактики налогообложения.