Олигополия: характерные черты и эффективность. Типология моделей олигополии

Оглавление

#олигопсония #дуополия #олигополия #Степень общественной неэффективности #Ценовая #Количественная #последовательную игру #одновременную игру #плотную #неплотную #некооперативную #кооперативную
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Понятие олигополия («oligos» — несколько, «poleo» — продаю) означает тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм-продавцов над основным выпуском отрасли.

Близкими понятиями являются олигопсония, для которой характерен контроль со стороны нескольких крупных потребителей над основным объемом рыночного спроса, а также дуополия, для которой характерен контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.

Олигополию отличают следующие признаки:

  • ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей в отрасли, в результате чего покупатели не влияют на цену товара, а контроль продавцов ограничен из-за взаимозависимости участников рынка, т. к. при принятии решения относительно уровня цены или выпуска олигополист учитывает ответную реакцию соперника;

  • наличие возможности регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры для вступления новых фирм в отрасль;

  • преимущественное использование неценовой конкуренции.

Типология моделей олигополии

По виду стратегической переменной, относительно которой делаются предположения о реакции конкурентов:

  • Ценовая олигополия, в которой предположения делаются относительно цены.

  • Количественная олигополия, в которой предположения делаются относительно величины выпуска.

По характеру взаимодействия и его повторяемости различают:

  • последовательную игру олигополистов (фирмы принимают решения поочерёдно, учитывая уже совершённые предыдущие действия соперника);

  • одновременную игру олигополистов (фирмы принимают решения одновременно, учитывая ожидаемые действия конкурентов).

По совокупной рыночной доле 4 ведущих фирм выделяют:

  • плотную олигополию (4 ведущих фирмы которой покрывают 60% рынка и более);

  • неплотную олигополию (4 ведущих фирмы которой покрывают до 40% рынка).

По степени взаимозависимости олигополистов различают: 

  • некооперативную олигополию, в которой участники не зависят друг от друга и вступают в стратегическую игру; 

  • кооперативную олигополию, в которой участники зависят друг от друга и вступают в явный или неявный сговор.

Совершенная конкуренция ведет к установлению равновесия, эффективного с позиции частного (т. е. максимизации совокупного избытка, создаваемого в отрасли) и общего равновесия (т.е. обеспечения производственной эффективности и эффективного размещения ресурсов по отраслям).

Долгосрочное конкурентное равновесие достигается при равенстве цен предельным издержкам производства и самым низким из возможных средним издержкам. Такое состояние максимизирует сумму излишков потребителей и производителей. Поскольку объем производства монополиста меньше, чем конкурентный, а цена — больше, то это ведет к увеличению излишка производителя, снижению излишка потребителя и чистым потерям общественного благосостояния, что делает монополию общественно неэффективной.

Степень общественной неэффективности олигополии зависит от того, насколько сильно она способствует завышению цен и уменьшению объема производства. Чем меньше цена и больше объем производства, тем больше общественная эффективность олигополии.