... > Макроэкономика > Основные проблемы экономики...

Основные проблемы экономики переходного периода и пути их решения

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

переходных процессов задачи чрезвычайного характера задачи перехода задачи перспективного стратегического развития разгосударствление экономики перестройка отраслей Осуществление финансовой стабилизации Демонополизация экономики Либерализация цен сфера товарного обращения сфера рынка труда сфера обращения капитала системы социальной защиты эволюционный путь
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность этого процесса обусловлена:

  • во-первых, грандиозностью задач по реформированию существующей системы, ее преобразованию в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях;

  • во-вторых, сложность состоит и в необходимости преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной системы, и обострившихся вследствие вступления общества в новую систему.

Напряженность состояния экономики к началу переходных процессов и масштабность проблем по реформированию системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач:

  • в экономике должен смениться механизм ее функционирования;

  • обществу нужно преодолеть трансформационный кризис и обеспечить рост производства;

  • коренная трансформация должна произойти в производственной и социально-экономической структуре.

  • иной характер должны приобрести политическая структура, действующие в ней институты, изменится роль государства.

Важный аспект «переходной» экономики связан с существенным развитием человека и обеспечением социальных гарантий.

Все многообразие разноплановых проблем и задач, которые следует решить в переходный период, можно свести к трем группам:

  1. задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни;

  2. задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;

  3. задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.

Осуществление направлений трансформации административно-командной системы будет способствовать зарождению рыночной экономики и ее развитию. Так, разгосударствление экономики и приватизация создадут необходимые предпосылки для появления жизнеспособных, хорошо управляемых предприятий, задействованию хозяйственной мотивации и предприимчивости широких слоев населения. Поэтому необходимо ускорить процессы разгосударствления и приватизации. Тем более, что от темпов преобразования отношений собственности зависит процесс конкуренции в переходный период. Однако это ускорение должно происходить не путем административного воздействия на эти процессы, а на основе создания действенной экономической мотивации субъектов хозяйствования.

Структурная перестройка отраслей и предприятий призвана преодолеть сложившуюся за прошлые десятилетия структурную несбалансированность экономики и создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка.

Осуществление финансовой стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики будет способствовать сдерживанию инфляции и стабилизации обменного курса рубля. Для этого следует прежде всего обеспечить действенный контроль за кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.

Демонополизация экономики является важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходного периода предполагает:

  1. разработку системы ограничений на слияние и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;

  2. проведение при наличии возможности разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;

  3. создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.

Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом позволят ликвидировать состояние дефицита, создадут условия для усиления конкурентной борьбы. Возможны два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:

  • радикальный, т. е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых “шоковых” экономических реформ;

  • постепенный, т. е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.

Формирование и развитие рыночной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности функционирования механизма рынка, расширению и укреплению рыночных связей. В соответствии с особенностями той или иной рыночной сферы в переходной экономике появляются и получат дальнейшее развитие обслуживающие их элементы инфраструктуры:

  • сфера товарного обращения — от розничной торговой сети до бирж;

  • сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда;

  • сфера обращения капитала включает в себя фондовые и валютные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.

Создание эффективной системы социальной защиты населения призвано обеспечивать каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающей его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.). А это возможно лишь посредством социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг. В «переходной» экономике должны быть созданы такие отношения и механизмы, которые практически ориентировали бы все уровни хозяйствования не столько на наращивание объемов производства и услуг, сколько на достижение определенного уровня потребления при нормативных характеристиках дифференциации и гарантиях минимального уровня реального потребления и его приближения к прогрессивной структуре реального потребления товаров и услуг, оптимальной модели потребления.

Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя основными вариантами:

  • эволюционным путем;

  • путем шоковой терапии.

Различие между ними заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от силы воли политического руководства, сколько от комплекса экономических, социальных, политических, исторических и других факторов. Считается, что в условиях очень высокой инфляции макроэкономическая стабилизация может быть достигнута только при помощи реализации полного набора быстрых и радикальных мероприятий. Постепенный переход к рыночной экономике, или эволюционный путь более подходит экономике с относительно стабильной финансовой системой, сравнительно невысоким удельным весом тяжелой промышленности и довольно развитым сельским хозяйством.