Основные проблемы экономики переходного периода и пути их решения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность этого процесса обусловлена:
во-первых, грандиозностью задач по реформированию существующей системы, ее преобразованию в направлении развития экономической свободы и инициативы во всех их проявлениях;
во-вторых, сложность состоит и в необходимости преодоления кризисных явлений в экономике, унаследованных от административно-командной системы, и обострившихся вследствие вступления общества в новую систему.
Напряженность состояния экономики к началу переходных процессов и масштабность проблем по реформированию системы предопределили необходимость одновременного решения многообразных и разноплановых задач:
в экономике должен смениться механизм ее функционирования;
обществу нужно преодолеть трансформационный кризис и обеспечить рост производства;
коренная трансформация должна произойти в производственной и социально-экономической структуре.
иной характер должны приобрести политическая структура, действующие в ней институты, изменится роль государства.
Важный аспект «переходной» экономики связан с существенным развитием человека и обеспечением социальных гарантий.
Все многообразие разноплановых проблем и задач, которые следует решить в переходный период, можно свести к трем группам:
задачи чрезвычайного характера, связанные с кризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни;
задачи перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной;
задачи перспективного стратегического развития в направлении создания социально ориентированной экономики.
Осуществление направлений трансформации административно-командной системы будет способствовать зарождению рыночной экономики и ее развитию. Так, разгосударствление экономики и приватизация создадут необходимые предпосылки для появления жизнеспособных, хорошо управляемых предприятий, задействованию хозяйственной мотивации и предприимчивости широких слоев населения. Поэтому необходимо ускорить процессы разгосударствления и приватизации. Тем более, что от темпов преобразования отношений собственности зависит процесс конкуренции в переходный период. Однако это ускорение должно происходить не путем административного воздействия на эти процессы, а на основе создания действенной экономической мотивации субъектов хозяйствования.
Структурная перестройка отраслей и предприятий призвана преодолеть сложившуюся за прошлые десятилетия структурную несбалансированность экономики и создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать в условиях рынка.
Осуществление финансовой стабилизации экономики посредством ограничения бюджетных расходов, проведения сдерживающей фискальной и жесткой денежно-кредитной политики будет способствовать сдерживанию инфляции и стабилизации обменного курса рубля. Для этого следует прежде всего обеспечить действенный контроль за кредитной эмиссией, использовать для финансирования бюджетного дефицита неинфляционные источники, добиться снижения убыточности аграрного сектора и жилищно-коммунального хозяйства.
Демонополизация экономики является важнейшей предпосылкой для развития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамках переходного периода предполагает:
разработку системы ограничений на слияние и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции;
проведение при наличии возможности разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;
создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрение действующих предприятий в других отраслях к производству монополизированных видов продукции, поощрение импорта такой продукции и др.
Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии с рыночным механизмом позволят ликвидировать состояние дефицита, создадут условия для усиления конкурентной борьбы. Возможны два основных способа перехода к рыночному ценообразованию:
радикальный, т. е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, выступающая основным элементом реализации так называемых “шоковых” экономических реформ;
постепенный, т. е. поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен.
Формирование и развитие рыночной инфраструктуры будет способствовать повышению эффективности функционирования механизма рынка, расширению и укреплению рыночных связей. В соответствии с особенностями той или иной рыночной сферы в переходной экономике появляются и получат дальнейшее развитие обслуживающие их элементы инфраструктуры:
сфера товарного обращения — от розничной торговой сети до бирж;
сфера рынка труда, представленная различными бюро по трудоустройству, центрами по переподготовке кадров, образовательными учреждениями и биржей труда;
сфера обращения капитала включает в себя фондовые и валютные биржи, банки и небанковские инвестиционные учреждения.
Создание эффективной системы социальной защиты населения призвано обеспечивать каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающей его при утрате (отсутствии) тех или иных способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т. д.). А это возможно лишь посредством социальной переориентации экономики на основе активной структурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развития производства потребительских товаров и услуг. В «переходной» экономике должны быть созданы такие отношения и механизмы, которые практически ориентировали бы все уровни хозяйствования не столько на наращивание объемов производства и услуг, сколько на достижение определенного уровня потребления при нормативных характеристиках дифференциации и гарантиях минимального уровня реального потребления и его приближения к прогрессивной структуре реального потребления товаров и услуг, оптимальной модели потребления.
Трансформация административно-командной системы в рыночную экономику может быть осуществлена двумя основными вариантами:
эволюционным путем;
путем шоковой терапии.
Различие между ними заключаются в сроках проведения системных преобразований и стабилизационных мер, объеме регулирующих функций государства и др.
Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от силы воли политического руководства, сколько от комплекса экономических, социальных, политических, исторических и других факторов. Считается, что в условиях очень высокой инфляции макроэкономическая стабилизация может быть достигнута только при помощи реализации полного набора быстрых и радикальных мероприятий. Постепенный переход к рыночной экономике, или эволюционный путь более подходит экономике с относительно стабильной финансовой системой, сравнительно невысоким удельным весом тяжелой промышленности и довольно развитым сельским хозяйством.