... > Макроэкономика > Проблемы формирования социально-ориентированной...

Проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Социально ориентированная рыночная экономика Шведская модель Немецкая модель политика доходов и занятости
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Переход к рыночной экономике является не только периодом собственно перехода к рынку, но и периодом формирования и становления социально ориентированной рыночной экономики. Создание такой экономики — конечная цель реформирования экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика — это такая экономика, в которой производственные отношения и механизм хозяйствования обеспечивают подчинение воспроизводственных процессов задачам развития личности, преодолевают отчуждение человека от труда и его результатов, средств производства, общества и культуры.

Шведская модель

Определенный подход к решению социальных проблем характерен для шведской модели. Основными целями ее являются:

  1. поддержание высокой и стабильной занятости;

  2. быстрый экономический рост;

  3. выравнивание доходов населения;

  4. достижение стабильности цен.

Сердцевину шведской системы составляет социальная политика, которая базируется на трех основных принципах:

  • равенстве, понимаемом как обеспечение равных возможностей достижения благосостояния;

  • предоставлении социальных гарантий населению, предусматривающих всевозможные ситуации;

  • достижении полной занятости трудоспособного населения.

Сокращение имущественного неравенства достигается за счет перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения. Социальная политика обеспечивает высокий уровень удовлетворения социальных потребностей через трансфертные платежи (бесплатные услуги).

Немецкая модель

Широкую известность получила немецкая модель рыночной экономики, которую называют еще социальным рыночным хозяйством. Для этой модели характерны:

  • значительный удельный вес государственной собственности;

  • сильные позиции частного предпринимательства и рыночного механизма в формировании структуры хозяйства.

  • сильное участие государства в хозяйственной деятельности, которое проявляется прежде всего в решении социальных проблем (безработицы, социального страхования и т. д.), в производстве общих благ, например, охране окружающей среды, строительстве общих дорог и т. д.

Особое место в немецкой модели занимает политика доходов и занятости. Государство поощряет доходы всех производителей, которые вносят вклад в рост рынка, включая его экспортную часть, прогрессивные структурные сдвиги в экономике. Рост доходов населения увязывается с ростом покупательной способности марки на основе роста производительности труда и насыщения внутреннего рынка. Ведется борьба против чрезмерной дифференциации в уровнях доходов как фактора ограничения рынка.

Как видим, не существует единой общепризнанной модели социально ориентированной рыночной экономики. Каждая страна, исходя из признанных ею целей, идеологии, уровня развития экономики, обеспеченности ресурсами, по-своему решает социальные проблемы общества, создает свою модель рыночной экономики.

Что же касается выбора в качестве перспективной модели социально ориентированной рыночной экономики для Республики Беларусь, то следует отметить, что в силу экономической и политической специфики республики, менталитета ее народа, ни одна из рассмотренных моделей не может быть полностью использована. Республике необходима своя модель рыночного хозяйства. Однако, определяя свою модель рыночной экономики, необходимо учитывать зарубежный опыт решения социальных проблем.

Проведенный анализ существующих моделей рыночной экономики позволяет сделать некоторые выводы, имеющие непосредственное отношение к социальной политике государства в переходный период.

  1. Проблему создания социально ориентированной экономики нельзя сводить к простому обеспечению максимально большего числа жителей страны средствами существования, к перераспределению доходов в целях оказания социальных услуг населению. Высокоразвитая система социального обеспечения, как показывает опыт Швеции, — чрезвычайно дорогостоящее дело и на определенной ступени развития ее нагрузка на ресурсы общества становится столь сильной, что может привести к совокупному общественному ущербу.

  2. Социально ориентированная экономика — это прежде всего экономика, создающая необходимые условия для самостоятельного обеспечения индивидами достойного уровня жизни. Поэтому суть социальной ориентации рыночной экономики следует видеть не в том, чтобы осуществлять максимально широкую социальную помощь, а в том, чтобы создавать такие условия, когда благосостояние будет достигаться не столько перераспределением благ, сколько активной и инициативной деятельностью граждан. Только если эта деятельность невозможна или затруднена по независящим от субъекта причинам, государство должно оказывать поддержку, частично компенсируя утрачиваемые доходы, но, разумеется, не гарантируя максимальные.

  3. Проводя социальную политику, направленную на снижение вмешательства государства в решении индивидуальных социальных проблем граждан, следует учитывать менталитет людей, нашу отечественную, унаследованную от прошлого специфику. Ведь политика государственных гарантий, проводимая до этого многие десятилетия и опиравшаяся на господствующую идеологию патернализма, снимала с людей заботу о решении собственных социальных проблем, лишая их тем самым действенных стимулов к борьбе за существование и самореализацию. Поэтому в переходный период не все смогут воспользоваться представленной возможностью самореализации и самообеспечения. Абстрагироваться от этого обстоятельства нельзя, ибо это может привести к расколу общества на тех, кто уже способен действовать без поддержки, и тех, кто не может без нее прожить, к обострению социальной напряженности.

  4. Система социальной защиты не должна ограничиваться поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она должна включать в себя и защиту лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего людей, работающих по найму. Осуществляется это через регламентирование в законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели, продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и др.) и его оплаты (установление минимальной заработной платы и др.), а также определение прав работников при приеме на работу и увольнении.

  5. Социально ориентированная рыночная экономика — это экономика, способная эффективно функционировать и обеспечивать экономический рост. Ведь именно достигнутый уровень развития экономики, как свидетельствует мировой опыт, является определяющим фактором преобразований в социальной сфере.

Учитывая зарубежный опыт и оценивая в целом объективные возможности перехода нашей республики к своей модели социально ориентированной рыночной экономики, необходимо исходить прежде всего из достигнутого уровня развития отечественной экономики, а не из протекающих политических и экономико-политических процессов. И только по мере обеспечения высокого уровня развития экономики будут созданы экономические предпосылки для практического осуществления модели социально ориентированной рыночной экономики.