Простая модель монополии. Ценовая дискриминация

Оглавление

#Простая модель монополии #Ценовая дискриминация #Совершенная ценовая дискриминация #Ценовая дискриминация по объему покупки #Ценовая дискриминация на сегментированных рынках
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Простая модель монополии существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Характерные черты:

  • единственный продавец. Отрасль состоит из одной фирмы и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

  • нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него;

  • «диктующий цену». Фирма осуществляет значительный контроль над ценой: она выпускает, и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт, монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта;

  • заблокированное вступление. 

Ценовая дискриминация — разные цены для разных групп покупателей.

Обязательными условиями ценовой дискриминации являются: 

  • отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта; 

  • наличие у продавца возможности градации покупателей в зависимости от их эластичности спроса на покупаемый товар. 

Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации.

  1. Совершенная ценовая дискриминация связана с возможностью устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.

  2. Ценовая дискриминация по объему покупки. Совершенная ценовая дискриминация трудно осуществима, но тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.

  3. Ценовая дискриминация на сегментированных рынках означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает.