Различие подходов к исследованию социально-экономического развития региона

Оглавление

#неоклассические теории #теории кумулятивного роста #Х. Зимберт #Н. Калдор #Г. Мюрдалю
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Теории регионального роста, развивавшиеся в странах Запада, можно разделить на 2 группы:

  • неоклассические теории, основанные на производственной функции;

  • теории кумулятивного роста, являющиеся синтезом кейнсианских, институциональных и экономико-географических моделей.

В теориях неоклассической школы основной упор делается на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Параметры регионального роста определяются количеством и качеством природных ресурсов, общей численностью и квалификацией трудовых ресурсов, запасами капитала уровнем технологии. Причем развитие национальной экономики трактуется как результат  эффективного распределения ресурсов между регионами. При этом подразумевается, что темп развития национальной экономики задан априорно, а развитие одного региона возможно лишь за счет других.

Х. Зимберт: модель основывается на производственной функции, в которой объем потенциально возможного производства в районе ставится в зависимость от таких видов затрат, как капитал, труд, земля, и технические знания + транспортные затраты и влияние социальной системы.

В теориях кумулятивного роста авторство базовой модели принадлежит Г. Мюрдалю. На примере целых стран он показывает, как с помощью специализации и эффекта масштаба незначительное преимущество территории со временем может врасти и быть преумножено. Распространение этого положения на регионы приводит к выводу, что преимущества определенных местностей, центров (полюсов) роста, обусловливает ускоренное их развитие, в то время как отставание слаборазвитых регионов может еще более усугубиться.

Н. Калдор. Уделяется внимание политике региональных органов власти как одному из важнейших факторов экономического развития регионов. Причем в качестве регионов рассматриваются чаще всего субъекты федерации, поскольку именно субнациональные власти в федеративных государствах обладают достаточно широким выбором полномочий, позволяющих говорить о собственной экономической политике региональных властей.