... > Макроэкономика > Социальная политика в...

Социальная политика в переходной экономике (трансформационной)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Цель социальной политики финансового обеспечения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Цель социальной политики на первой стадии переходной экономики — смягчить для беднейших слоев населения последствия резкого снижения национального дохода и увеличения неравенства в его распределении. 

Задачами финансового обеспечения социальной политики первой стадии:

  1. создание эффективной системы финансирования социального обеспечения уволенных работников;

  2. создание эффективной системы финансирования социальной помощи новых категорий бедного населения;

  3. преобразование механизмов финансирования пенсионной системы с целью повышения ее эффективности и уменьшения государственных расходов на пенсионное обеспечение;

  4. повышение эффективности бюджетного финансирования социальной сферы с учетом динамично изменяющейся ситуации( появление платных услуг и проблемы с получением образования в бедных семьях).

На второй стадии переходной экономики основная цель социальных реформ — повышение эффективности и сокращение расходов государства на социальную инфраструктуру, регулирование доходов и занятости; социальная защита, пенсионное обеспечение и адресная социальная помощь малообеспеченным слоям населения сохранение и развитие социальной сферы.

Задачи второй стадии социальной реформы:

  • повышение эффективности использования и снижение социальной доли ВВП;

  • развитие инфраструктуры внебюджетного социального финансирования.

Достижение поставленных целей и решение конкретных задач требует осуществления социальной политики на новых принципах:

  1. взаимная солидарная ответственность всех субъектов социальной политики — государства, неправительственных объединений, предпринимателей, граждан;

  2. гражданское равноправие на основании одинаковых для всех правовых и моральных норм;

  3. децентрализация управления социальной сферой, передача максимума компетенции на низовые территориальные уровни;

  4. персонификация, т. е. организация индивидуального учета прав каждого гражданина на пользование законодательно установленными услугами социальной системы;

  5. фокусировка социальной помощи на действительно малоимущих семьях;

  6. изменение моделей социального поведения населения с целью активизации трудового поведения, самостоятельности и самоответственности человека за свое благосостояние, искоренение принципа «вины плохого руководства» и сформированной при социализме психологии иждевенчества;

  7. прогнозирование социальных последствий тех или иных реформ социальной реформы можно сформулировать как достижение баланса между социальной справедливостью и экономической эффективностью;

  8. разграничение текущих и стратегических задач в управлении социальной политикой.