Социальная политика в трансформационной экономике. Белорусская модель социально-экономического развития

Оглавление

#Социальная политика в трансформационной экономике #качества человеческого потенциала #принцип «от социального иждивенчества — к социальным гарантиям»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Социальная политика в трансформационной экономике — это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий.

Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике — создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения.

Современный подход к вложениям в социальную сферу заключается в том, что инвестиции в человека, человеческий капитал наиболее эффективны, что качество человеческого потенциала — важнейший фактор экономического прогресса и повышения уровня социально-экономического развития государства. Если сгруппировать все страны по уровню экономического развития, то порядок их расположения будет находиться в прямой зависимости от качества человеческого потенциала. Причем темпы научно-технического прогресса, уровень организации, культуры и производительности труда также являются производными от него. Поэтому в стратегическом плане вложения в человека имеют самую высокую отдачу. 

В основу новых подходов формирования социальной политики положен важнейший принцип «от социального иждивенчества — к социальным гарантиям», означающий, прежде всего, защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, соответствующей определенным жизненным стандартам, гарантию личной безопасности граждан в обществе. 

В социальной политике Беларуси на современном этапе выделяется ряд приоритетных направлений:

  • регулирование доходов и занятости;

  • социальная защита населения;

  • забота о наиболее социально уязвимых его слоях;

  • развитие социальной сферы. 

Одновременно происходит изменение методов социальной политики с ориентацией не столько на выдачу различного рода пособий, сколько на стимулирование доходов населения. Прежде всего социальная политика государства направлена на повышение трудовой мотивации и стабилизацию уровня жизни своих граждан, создание предпосылок для последующего роста благосостояния народа. При переходе к рыночной экономике республике приходится решать проблему уменьшения отрицательных последствий реформ для социально уязвимых слоев населения (многодетные семьи, пенсионеры и др.). Важнейший вопрос заключается в том, каким образом преобразовать существующую систему социальной защиты с тем, чтобы помочь указанным группам граждан преодолеть этот период.

В условиях переходной экономики и с приобретением Беларусью государственной самостоятельности перед системой социальной защиты встали серьезные проблемы. Некоторые гарантии (например, всеобщей занятости) изменили свое реальное содержание. Поэтому был принят ряд законов, необходимых для создания системы социальной защиты:

  • «О занятости населения Республики Беларусь»;

  • «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

  • «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»;

  • «О минимальной заработной плате и государственных гарантиях в области оплаты труда»;

  • «Об индексации денежных доходов населения с учетом инфляции»;

  • «О пенсионном обеспечении граждан» и др.

Основная цель социальной защиты — поддержка тех групп и слоев населения, которые оказались в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. Реформирование системы социальной защиты в Беларуси предполагается осуществить в два этапа.

На первом этапе (до 2005 г.) основными мерами являлись: усиление государственной поддержки социально уязвимой части населения, укрепление системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ и целенаправленное использование выделяемых обществом средств на социальную защиту.

На втором этапе (после 2005 г.) должно быть завершено реформирование системы, предусматривающее ее разделение на две организационно самостоятельные подсистемы с разными источниками финансирования: социальное страхование и социальная помощь.

Реализуемая в республике Концепция реформы системы пенсионного обеспечения предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан на получение пенсий, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

Первоочередными мерами являются:

  • обеспечение соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера;

  • разработка эффективного механизма исчисления и перерасчета пенсий, позволяющего более объективно учитывать трудовой вклад каждого работника;

  • содействие развитию негосударственных пенсионных фондов с целью формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем за счет работодателя и самих работников при усилении государственной защиты и поддержки плательщиков взносов;

  • снятие ограничений на максимальный размер выплачиваемых пенсий, препятствующих установлению их прямой зависимости от трудового вклада, осуществление регулирования максимального размера пенсии путем установления предельного заработка, с которого взимаются страховые взносы.

В конечном счете предполагается создание комбинированной пенсионной системы, построенной на реализации трех уровней пенсионного обеспечения граждан.

  • Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного (социального) пенсионного страхования.

  • Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий за счет текущих страховых взносов).

  • Третий уровень (дополнительные профессиональные пенсионные системы) будет базироваться на накопительных принципах.

При наличии общих черт в постсоциалистическом развитии стран СНГ белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. К ее основным чертам относятся:

  • значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюционности преобразований;

  • сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;

  • четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;

  • социальная направленность производимых реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией. 

Вместе с тем можно выделить несколько общих, «обязательных» направлений:

  • либерализация экономики;

  • реформирование отношений собственности;

  • стабилизация экономики;

  • реструктуризация (структурная перестройка) экономики;

  • интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа.