... > Микроэкономика > Совершенная конкуренция и...

Совершенная конкуренция и эффективность

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Совершенная конкуренция эффективном распределении ресурсов производственной эффективности недостатками требует выполнения следующих условий

Совершенная конкуренция является идеальной моделью и является самой эффективной экономической структурой.

При анализе рынка совершенной конкуренции особое внимание обращается на эффективность организации рынка. При этом анализируется два аспекта:

  1. Возможность удовлетворять потребности населения.

  2. Снижение издержек производства.

Рынок совершенной конкуренции считается самой эффективной формой организации рынка, так как решаются обе задачи. Так как в долгосрочном периоде цена равна предельным издержкам, то говорят об эффективном распределении ресурсов, то есть таком распределении, при котором объем и структура производства точно соответствует объему и структуре платежеспособного спроса покупателей.

В долгосрочном периоде цена равна минимальному значению средних издержек. Это позволяет говорить о производственной эффективности, то есть фирма нанимает такой объем факторов производства и использует такую технологию, что минимизируются средние издержки, то есть производится продукция самым дешевым способом.

Вместе с тем рынок совершенной конкуренции обладает и некоторыми недостатками:

  1. Производство однородной продукции. Следовательно, на таком рынке невозможно удовлетворить все многообразие потребностей покупателей.

  2. Неравенство распределения. На рынке совершенной конкуренции действует принцип распределения доходов в соответствии с вкладом каждого субъекта в производство. Так как существует неравенство во владении факторами производства, способностях людей, то доходы распределяются в обществе неравномерно и возникает категория населения, которая не имеет средств для существования (инвалиды, пожилые люди и т.д.).

  3. Отсутствие возможности внедрять в производство достижения НТП, так как фирмы, действующие на рынке, невелики по размеру и получают только нормальную прибыль, которой недостаточно.

  4. Внешние эффекты и общественные блага. Рынок ориентирован на получение прибыли, вследствие этого не способен в достаточном объеме производить блага, которые приносят выгоду обществу в целом (здравоохранение, образование), и не учитывает ущерб, который наносится обществу в результате производства (загрязнение окружающей среды).

Экономическая эффективность требует выполнения следующих условий — производственная эффективность и эффективность в распределении ресурсов, только тогда, когда в условиях совершенной конкуренции эти два требования выполняются, появляется самый эффективный тип рынка.