... > Макроэкономика > Структура экономики переходного...

Структура экономики переходного типа

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

переходный период Смешанная экономика Многосекторность Реформирование демонополизировать конкурентно-образующей среды предпринимателем Экономическая свобода
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

«Переходная» экономика специфична, поскольку характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особенность ее характера, ее структуры, отличающей от «обычной» экономики. Эта особенность состоит в том, что переходный период базируется на разных типах и видах собственности, разнообразных формах хозяйствования.

В экономике бывших социалистических стран, осуществляющих переход к рыночной экономике, противоречиво сосуществуют элементы и экономические связи как старой, так и новой экономических систем:

  1. С одной стороны, — это оставшиеся в наследство от прежней экономической системы элементы (государственные предприятия, колхозы, домашние хозяйства и государство). По своей форме это действительно «старые», существовавшие в плановой экономике элементы. Изменение условий и среды функционирования наполняет их новым содержанием, сообщает им иные функции.

  2. С другой стороны, — это новые, не свойственные прошлой системе элементы, такие как предпринимательские структуры на базе частной собственности (фермерские хозяйства, акционерные общества, различные негосударственные фонды, разнообразные банковские учреждения и т. д.) С изменением состава элементов в рыночной экономике изменяется характер и содержание экономических связей. Произошел «развал» старых (планово-директивных) связей, и начался процесс формирования новых (рыночных) связей. Естественно, что формирование новых рыночных связей — длительный процесс, зависящий как от субъектов (элементов) экономики, так и от внешних для них условий.

Постепенно, по мере становления и упрочнения новой экономической системы, структура экономики будет упрощаться, господствующее положение в ней займут экономические связи и отношения, присущие новой системе. Но это вовсе не значит, что сформируется однородная по своей социально-экономической структуре экономика. Ведь рыночная экономика, которой, как известно, в чистом виде не существует, представляет собой экономику смешанной социально-экономической системы.

Смешанная экономика характеризуется тем, что в ней равноправно сосуществуют в подвижных формах взаимодействия государственный, частный и государственно-частный сектор. И подтверждение тому — социально-экономическая структура индустриально развитых государств.

Так, в США, Великобритании, Франции, Германии и других странах есть государственные предприятия, мощные частные корпоративные объединения, частные фирмы, весьма распространен малый бизнес. Взятые в совокупности, эти структуры образуют смешанное хозяйство. Имеющая место неоднородность государственного и негосударственного, государственного и домашнего хозяйства, позволяет говорить о современной смешанной экономике как о многосекторной.

Многосекторность и многопрофильность — это не только наличие многих равноправных секторов и типов хозяйства, но и их взаимодействие между собой. Это взаимодействие в экономике реализуется государством, частными корпорациями и рынком.

Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал серьезных институциональных изменений в экономике. Одно из них — образование новых субъектов хозяйствования, адекватных этой системе. Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формируются двумя основными способами:

  1. Реформирование государственного сектора, реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы.

  2. Создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике.

Становление смешанной экономики — необходимое условие рыночных преобразований. Ведь рынок предполагает экономическое взаимодействие ряда субъектов рыночных отношений, без чего невозможно создать такой атрибут рынка, как конкуренция. Без конкуренции и рынок — не рынок, и экономика — не экономика. Поэтому в переходный период необходимо демонополизировать, разгосударствить государственный сектор в национальной экономике, создать частный сектор, который ранее отсутствовал.

Переход к рынку предполагает создание конкурентно-образующей среды. Ее структурными элементами должны стать не просто хозяйствующие субъекты, а различные собственники. Для рынка не важно, будут ли эти хозяйствующие собственники называться по-прежнему или превратятся в акционерные общества, важно, чтобы они были собственниками используемых в производстве ресурсов и производимой продукции, реализовать которую могли бы по своему усмотрению. Не важно также, к какой форме собственности эти хозяйствующие субъекты относятся — к общественной, кооперативной или частной. Важно, чтобы они были реальными собственниками и имели возможность самостоятельно распоряжаться объектами этой собственности. Необходимо, чтобы хозяйствующий субъект мог самостоятельно выбрать вид производственной деятельности, форму собственности, способ организации производства и в своих интересах использовать полученные результаты. Обеспечить указанные условия можно посредством реформирования отношений собственности. При этом темпы преобразования отношений собственности определяют процесс развития конкуренции в рыночной экономике.

Фактор права собственности выступает определяющим в развитии предпринимательства. Только собственник может самостоятельно принимать решения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремится приумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферы бизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческих решений, гарантий риска и т.д.

Таким образом, под предпринимателем следует подразумевать собственника, обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферы услуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественного дела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личную целесообразность.

В формировании такого класса собственников-предпринимателей состоит одна из главных задач создания смешанной экономики, которая предполагает наличие различных форм хозяйствования, базирующихся на разных формах собственности. Развитие смешанной экономики как раз и способствует выбору товаропроизводителями форм собственности и хозяйствования.

Вместе с тем имеется ряд трудностей, тормозящих развитие предпринимательства в экономике переходного периода:

  • неразвитая инфраструктура по поддержке и обслуживанию малого предпринимательства;

  • трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные проекты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента;

  • поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко — и со стороны разного рода чиновников;

  • низкий уровень безопасности и т. п.

Учитывая, что в рыночной экономике государственный сектор еще будет продолжать играть весомую роль, формирование субъектов рыночных отношений должно предполагать не только стимулирование частного предпринимательства, но и преобразование государственных предприятий. Суть этих преобразований состоит в том, чтобы разграничить права и обязанности госпредприятий, в значительной степени вывести их из-под государственной опеки, создать экономические и правовые предпосылки для их экономической ответственности за результаты хозяйственной деятельности вплоть до банкротства и закрытия, уравнять предприятия всех форм собственности в отношении предпринимательского риска.

Становление рынка предполагает экономическую свободу всех субъектов собственности и звеньев хозяйствования.

Экономическая свобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности; рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья и оборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции и объемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития; установление или регулирование цен на реализуемую продукцию.

Формирование перспективной структуры товарного хозяйства по соотношению в нем крупных, средних и мелких предприятий, различных типов собственности должно носить разумный, продуманный характер. Приоритет должен быть отдан производствам, обеспечивающим более высокую производительность труда. Именно с этих позиций необходимо оценивать путь движения экономики к рынку