Субъекты и объекты рынка

Оглавление

#продавцов #покупателей #Свобода поведения #Свободное колебание цен #Ориентация на потребителя #парадигму рынка #Физическим лицом #юридических лиц
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Рынок вырастает из обмена. Независимо оттого, осуществляется обмен в натуральной или товарной форме, он предполагает наличие двух контрагентов или субъектов обмена — продавцов и покупателей. Их взаимодействие между собою создают спрос и предложение. Развитие рынка означает одновременно развитие субъектов рынка — производителей и потребителей. Поэтому изучение рынка сопряжено с пониманием субъектов рынка, их поведением на нем.

Рынок как процесс взаимодействия продавцов и покупателей может возникнуть, существовать и развиваться при наличии ряда существенных для него признаков.

  1. Свобода поведения на рынке продавцов и столь же свободные действия покупателей. Действия продавца (производителя) могут быть регламентированы ограниченностью ресурсов, но в таком случае у него должен быть свободным выбор рода деятельности. Все зависит от его умения найти «нишу» для приложения капитала и своих возможностей. Но производители не должны быть ограничены в своих действиях никакими юридическими актами. В свою очередь покупатели также не должны быть ограниченными в своем покупательском выборе товаров. Действия покупателей могут определяться только их предпочтениями и денежными возможностями.

  2. Свободное колебание цен. На рынке не должно быть монополии. Достигается это за счет того, что там действует множество продавцов и множество покупателей. Это не позволяет им сговориться между собою и установить контроль над ценами. Если подобная ситуация все же появляется, государство должно предотвращать это посредством разработки и принятия системы антимонопольных мер.

  3. Ориентация на потребителя. В обществе должны создаваться те товары и услуги, которые нужны потребителям и поступать они к ним должны через рынок, через куплю-продажу. Ряд изделий и благ могут изготовляться для собственного потребления, но они не могут выступать в качестве товаров.

Названные три признака в своей совокупности образуют парадигму рынка.

В целях упрощения восприятия проблемы и субъекты рынка были представлены в двух лицах — продавца и покупателя. В действительности на рынке действует множество субъектов продавца и множество субъектов покупателя. И продавцы, и покупатели делятся прежде всего на физические и юридические лица.

Физическим лицом рыночных отношений является любой человек, что-либо продающий или покупающий на рынке.

В качестве юридических лиц выступают предприятия и организации, покупающие или продающие товары, и наделенные специальными правами выступать в качестве истцов или ответчиков в суде, арбитраже или третейском суде в случае возникновения конфликтных ситуаций. Юридическим лицом выступает также государство.

С учетом сказанного можно констатировать, что субъектами рынка выступают граждане, предприятия, организации, фирмы, корпорации, совместные предприятия, государство, вступающие между собою в те или иные рыночные отношения.

Кроме понятия субъектов рынка есть также понятие объектов — рыночных отношений. В качестве объектов рынка выступают прежде всего товары, материальные блага и услуги, поступающие на рынок. Объектом рыночных отношений являются факторы производства — заводы, фабрики, земля (введенная в рыночный оборот), а также производственные ресурсы — полезные ископаемые, капитал, трудовые ресурсы и т. д.