Суть ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В целях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А. Пигу.
Суть проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.
Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:
Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.
Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.
При
Суть
Ценовая дискриминация способствует достижению большей справедливости и обеспечению условий социальной устойчивости общества. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой ценовая дискриминация всегда будет объектом критики.
Для конкретной компании последствия ценовой дискриминации могут быть и положительными, и отрицательными: в случае успеха компания достигнет своих целей и значительно улучшит показатели, а в случае неудачи — понесет убытки. В экономике конкретной страны или мира ценовая дискриминация, с одной стороны, делает товары доступнее для разных сегментов покупателей, с другой стороны, может приводить к созданию монополий.
Последствия ценовой дискриминации проявляются в том числе в возникновении монополий. Например, если компания регулярно закупает сырье по сниженной цене, потому что может закупать его большими партиями, то она сможет установить для конечного потребителя более низкую цену, оттеснить конкурентов, стать лидером рынка или монополистом. Так ценовая дискриминация приведет к возникновению монополии.
В то же время ценовая дискриминация может способствовать разрушению монополий. Такая ситуация имеет место в случае, если преференции от ценовой дискриминации получают разные компании, в том числе стартапы. Выгодные цены позволяют выйти на рынок менее крупным компаниям.
Ценовая дискриминация заключается в том, что для разных покупателей устанавливаются разные цены на товар. Такая стратегия помогает привлечь внимание потребителя и сделать товар более доступным для покупателей с разными финансовыми обстоятельствами. Но если получать преимущества от ценовой дискриминации будет только ограниченный круг компаний, это может привести к созданию монополий.