... > Микроэкономика > Суть ценовой дискриминации....

Суть ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ценовая дискриминация ценовой дискриминации первой степени ценовой дискриминации второй степени Ценовая дискриминация третьей степени
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В целях максимизации прибыли чистый монополист может использовать особую ценовую политику, так называемую ценовую дискриминацию, понятие и виды которой были разработаны английским экономистом А. Пигу.

Ценовая дискриминация — это практика установления разных цен на различные единицы одного и того же блага, не оправданная никакими различиями в издержках производства.

Суть проведения политики ценовой дискриминации состоит в стремлении монополиста присвоить себе излишек потребителя и тем самым максимизировать свою прибыль.

Для того чтобы фирма-монополист смогла осуществить политику ценовой дискриминации, рынок должен отвечать двум условиям:

  1. Покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленные блага.

  2. Продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учета эластичности спроса на блага.

При ценовой дискриминации первой степени или совершенной ценовой дискриминации монополист продает каждую единицу блага каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен платить за благо. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополией, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его объем продаж.

Суть ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой ценовой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете, к примеру).

Ценовая дискриминация третьей степени — это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т. е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

Ценовая дискриминация способствует достижению большей справедливости и обеспечению условий социальной устойчивости общества. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой ценовая дискриминация всегда будет объектом критики.

Для конкретной компании последствия ценовой дискриминации могут быть и положительными, и отрицательными: в случае успеха компания достигнет своих целей и значительно улучшит показатели, а в случае неудачи — понесет убытки. В экономике конкретной страны или мира ценовая дискриминация, с одной стороны, делает товары доступнее для разных сегментов покупателей, с другой стороны, может приводить к созданию монополий.

Последствия ценовой дискриминации проявляются в том числе в возникновении монополий. Например, если компания регулярно закупает сырье по сниженной цене, потому что может закупать его большими партиями, то она сможет установить для конечного потребителя более низкую цену, оттеснить конкурентов, стать лидером рынка или монополистом. Так ценовая дискриминация приведет к возникновению монополии.

В то же время ценовая дискриминация может способствовать разрушению монополий. Такая ситуация имеет место в случае, если преференции от ценовой дискриминации получают разные компании, в том числе стартапы. Выгодные цены позволяют выйти на рынок менее крупным компаниям.

Ценовая дискриминация заключается в том, что для разных покупателей устанавливаются разные цены на товар. Такая стратегия помогает привлечь внимание потребителя и сделать товар более доступным для покупателей с разными финансовыми обстоятельствами. Но если получать преимущества от ценовой дискриминации будет только ограниченный круг компаний, это может привести к созданию монополий.