Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия
Ценовая дискриминация — ситуация, когда одни и те же товары продаются различным покупателям по разным ценам.
Условия ценовой дискриминации:
возможность установления дифференцированных цен;
возможность дифференцирования покупателей;
отсутствие возможности арбитража (перепродажа покупателем купленного товара).
Существуют три степени дискриминации:
дискриминация первой степени. Потребитель оплачивает цену за товар, равную его готовности заплатить (аукционы). Излишек потребителя становится доходом фирмы.
дискриминация второй степени. Установление различных цен в зависимости от объема продаж (скидки).
дискриминация третьей степени. Продажа товара разным группам покупателей из разных групп дохода (места в самолете). Данная ситуация требует сегментации рынка.
Ценовая дискриминация способна смягчить недостатки монопольного ценообразования, повысить эффективность хозяйственной деятельности в условиях чистой монополии. Даже если имеет место несовершенная ценовая дискриминация, то увеличивается рынок сбыта и прибыль монополиста.