Уровень и качество жизни населения. Система показателей уровня жизни

Оглавление

#Уровень жизни #потребительская корзина #прожиточный минимум #система показателей уровня жизни #Интегральный подход #частный подход
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ

Уровень жизни — это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.

Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а также социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как:

  • потребительская корзина;

  • прожиточный минимум.

В общем виде уровень жизни страны или региона определяется по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях.

Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни — доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

Необходимо выделять компоненты уровня жизни — определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование).

Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей. Из них формируется система показателей уровня жизни.

От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ.

Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни.

Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения  и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).