... > Философия > Эллинистическо-римская философия, её...

Эллинистическо-римская философия, её специфика и основные школы (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Эллинизм Скептицизм Эпикурейство Стоицизм Неоплатонизм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Эллинизм, охватывающий период от завоевания А Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредоточилась на субъективном мире человека.

Основные школы:

Скептицизм – философское течение раннего эллинизма. Возникло на основе выработанных идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувствительными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. Основатель - Пиррон, в конце IV в. до н. э.

Отправляясь от учения Демокрита о недостоверности знания, основанного на свидетельствах органов чувств, скептики не допускали возможности достоверного знания и не верили в возможность рационального обоснования норм поведения. Скептики отвергали существование причины явлений, повторяя аргументы элейской школы, отвергали движение и возникновение; отрицали объективное («по природе») существование добра и зла. Объявив видимость единственным критерием истины, скептики рассматривали всех философов других направлений как догматиков и считали их глупцами.

Эпикурейство – другая эпоха эллинистической философии. Основатель - Эпикур (342 – 279гг. до н. э.), его школа получила название « Сада Эпикура».

Над входом в школу была помещена надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо». Высшее благо, по мнению Эпикура, постигается лишь мудростью. Эпикур стремился создать рациональную философию: «Ничто не возникает из несуществующего» , о существовании тел свидетельствуют ощущения, тогда как существование пустоты следует из наличия движения, без неё не возможного. Во вселенной существует лишь пустота, тела и их св-а. Тела – простые и сложные, состоящие из простых. Простые просты потому, что они неделимы, т. е. атомы. Душа тоже состоит из атомов - мелких и гладких, после смерти она просто рассеивается. Боги скорее существуют, о чём свидетельствует общее мнение, но они никак не влияют на происходящее потому, что они слишком безмятежны и счастливы и пребывают безотносительно к миру. Главная цель учения Эпикура - научить людей быть счастливыми, счастье же – ничем не омрачённое удовольствие, но не гедонистическое, а это независимость от телесных удовольствий и мудрость, невозмутимость духа, что достигается путём длительных упражнений и обучения (аскеза)

Стоицизм – вторая параллельно развивающаяся школа эллинистического направления. Основателем считается Зенон-стоик, также представителями школы в Риме являлись Сенека и император Марк Аврелий.

Материя представлена 4 началами: огонь, вода, воздух и земля. Главная - пневма – смесь огня и воздуха, она не только физическое, но и духовное начало, т. е. является единым Богом стоиков. Так же Богом стоиков является логос - разумный голос, содержащий в себе семена всех вещей, т. е. космос. Бог для стоиков во всём, но он не всемогущ, т. к. его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы. Этика опиралась на космос, который всегда справедлив и разумен. Главный принцип разумного поведения – добровольное следование судьбе. Бесстрастие - путь к блаженству. В отличие от Эпикура они считали, что основное стремление живого не к удовольствию, а к самосохранению, а удовольствие лишь вредит. Самосохранение же достигается жизнью согласно с природой, а единственное зло- противопоставление природе. Жизнь и смерть и т. д. от людей не зависит, а потому безразличны. Стоики первыми обосновали понятие долга. От людей зависят не обстоятельства их жизни, а лишь отношение к ним.

Неоплатонизм (мистицизм) - последняя форма эллинистической античной философии, выступавшая во многих и различных видах в период от сер. III в. до сер. VI в.

Возникла вследствие смешения учения Платона, а также аристотелевского, стоического, пифагорейского и др. учений (за исключением эпикурейства) с восточной и христианской мистикой и религией. Легендарным первосоздателем неоплатонизма является Аммоний Саккос, подлинный же его основатель — Плотин; наиболее значительными философами неоплатонизма были также Ямвлих, Порфирий и Прокл. Основы учения: мистически-интуитивное познание высшего, существование ряда ступеней при переходе от высшего, от «единого и всеобщего» к материи, освобождение человека, материально обременённого, к чистой духовности с помощью экстаза или аскетизма.