1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТИЯ - ПОНЯТИЕ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ И ИХ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Пространственно-временная организация бытия - понятие о пространстве и времени и их историческая эволюция

НАВИГАЦИЯ ПО ОТВЕТУ

Пространство Время субстанциональная Реляционная концепция идея линейного времени «пространственные оазисы» социальному пространству
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Пространство и время – это категории, отражающие формы бытия вещей и явлений. Пространство как философская категория означает со-бытие, со-существование вещей и явлений. Пространство выражает размеры материальных объектов, а также порядок их расположения относительно друг друга.

Время как философская категория отражает продолжительность существования объектов, а также процессы смены их друг другом.

В истории философии и науки сформировались и дошли до наших дней две основные концепции пространства и времени – субстанциональная и реляционная (от лат. «релятивус» – относительный).

Согласно первой, пространство представляет собой особую, самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещей. Время при этом понимается как чистая длительность, которая течет независимо от чего-либо и все поглощает в себя. Истоки этой концепции восходят к античной философии: так у Демокрита в роли «чистого», абсолютного пространства выступает «пустота», в которой существуют атомы. В Новое время субстанциональная концепция была развита в физике Ньютона. Для Ньютона пространство – это большая кладовая, которая может быть как пустой, так и наполненной различными телами.

Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Согласно ей, пространство не обладает самостоятельным существованием, оно есть лишь особая характеристика материальных явлений. В этой концепции исчезновение мира вещей привело б и к исчезновению пространства. Ее истоки также лежат в античной философии. В Новое время реляционная концепция находит свое выражение в философии Г.Лейбница, который подчеркивал, что пространство есть порядок существования вещей и что «без материи нет и пространства». Свою физическую конкретизацию эти взгляды получили в известной теории относительности А.Эйнштейна, согласно которой пространственно-временные характеристики определяются спецификой материальных объектов (их массой и скоростью движения). Пространство и время здесь мыслятся не как независимые сущности, напротив, используется понятие пространственно-временного континуума, чтобы подчеркнуть их единство и взаимозависимость. Теории относительности (общая, и специальная) также делают невозможным понятие абсолютной одновременности и вводят в объяснение, неприемлемое с точки зрения классической науки, понятие наблюдателя, или системы отсчета. Пространство и время объективны и носят всеобщий характер. Т.е. существуют вне человеческого сознания, к тому же нет ни одного явления, которое бы не существовало в пространстве и времени: пространство и время – атрибутивные свойства бытия.

В трактовке и оценке времени и пространства прослеживаются также влияние социокультурных и личностных факторов. Для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как «теперь», как именно то, что происходит с ним и его ближайшим окружением именно сейчас; прошлое настоящее и будущее почти не различались им. В древних аграрных цивилизациях, зависящих от циклических событий (смена времен года, весенние разливы рек и т.д.) и время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. Фазы времени хотя и выделяются человеком, но различие между ними весьма относительно: прошлое может вновь стать настоящим, мир рано или поздно повторяет свои состояния.

В средние века под влиянием христианства формируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему. У мира есть начало – сотворение его Богом-творцом, а также свой конец – страшный суд. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной цивилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на будущее. Здесь же окончательно осознается необратимость времени и его непреложная власть над человеком, невозможность – в отличие от пространства – его «покорения».

Индивидуально и неоднозначно восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического времени кажется нам долгим или коротким в зависимости от настроения, ситуации и т.д. Большинство людей зрелого возраста ощущают себя более молодыми, чем есть на самом деле. Различны и временные ориентации людей. Очевидно, что категория времени обладает огромной мировоззренческой ценностью для человека. Можно даже сказать, что время несравненно важнее для него, чем все другие бытийственные характеристики. Действительно, пространственные характеристики сущего, например, в значительной степени «безразличны» для жизни человека, они не оказывают на нее определяющего влияния (человек может одинаково существовать в Китае или в Америке, жить в селе или в городе и т.п.). Иначе обстоит дело со временем: никто из нас не может «выпрыгнуть» за пределы своего времени, замедлить или продлить свое бытие. И когда человек осмысливает свое бессилие перед временем, то проблема времени превращается для него из абстрактной философской темы в проблему собственной судьбы, собственного существования.

Как и время, пространство также по-разному представлялось в истории культуры. Это объясняется как различными социокультурными факторами, так и психологическими особенностями людей разных эпох.

В представлениях первобытного общества пространство достаточно четко локализовано и прерывно – это, в первую очередь, территория племени, на которой развертывается жизнедеятельность людей. Оно «положительно» по своему статусу, наиболее благоприятно для племени: здесь люди находятся под защитой своего тотема и духов предков. Ему противостоит внешнее, «отрицательное» пространство, чуждое племени, неблагоприятное для его жизни.

По мере формирования межплеменных связей такие «пространственные оазисы» увеличиваются, пространство приобретает все более протяженный характер, стремится к непрерывности. Кроме того, возникает представление о разных уровнях пространства – верхнем мире, где живут потусторонние силы, духи предков и т.п., и нижнем – мире реального человеческого бытия. Развитие религиозных представлений закрепляет идею локальных и конечных пространств, каждое из которых в ведении соответствующего бога. Переход же общества от политеизма к монотеизму приводит в итоге к формированию представления о бесконечном пространстве как сфере бытия единого вселенского Бога.

Однако при всем разнообразии трактовок реальное пространство нашего мира обладает некоторыми стабильными свойствами – трехмерностью и изотропностью. Первое означает, что пространственные параметры любого объекта могут быть выражены с помощью трех осей координат. Второе же говорит о равенстве всех пространственных измерений вещи (ее высота, например ничем не «лучше» длины). Вместе с тем в других мирах в принципе возможно существование 4,5 и т.д.-мерных объектов. Вполне вероятно, что наш мир не так прост: так в физической теории суперполя пространство наделяется девятью или десятью измерениями. Правда в макромире, в мире человекоразмерных объектов реализованы только три из них, остальные же как бы «свернуты» на уровне микромира. Таким образом, можно допустить, то трехмерность не абсолютная, а лишь относительная характеристика нашего пространства.

И, наконец, следует иметь ввиду специфику пространственных свойств на разных уровнях сущего – начиная с микромира и кончая нашей Вселенной. Поэтому в современной культуре обсуждается вопрос об особенностях пространства микромира, биологического, социального и других пространств.

Особое внимание должно быть уделено социальному пространству, которое, в частности, должно оцениваться не как абстрактная территория для проживания, но как такая социально-организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей.