... > Философия > Пространственно-временная организация материального...

Пространственно-временная организация материального мира, субстанциональный и реляционный подходы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

субстанциональный реляционный подход Пространство Время структуры пространства и времени Социальное время
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Исторически сложились два подхода в понимании пространства и времени.

Первый субстанциональный – рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности наряду с материей. Второй – реляционный подход – наметился у Аристотеля и был развит Р. Декартом, Фейербахом, Энгельсом, воплотился в неевклидовой геометрии, получил математическое обоснование в теории относительности Эйнштейна. В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстанции, а как формы существования вещей, изменений (процессуальность) всего материального.

Пространство – форма бытия материального мира, которая характеризует структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, взаимодействие его образований. Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующихся длительностью, скоростью, ритмом и темпом.

Время – форма бытия материи, характеризующая преимущественно ее изменчивость, длительность существования объектов и последовательность смены их состояний.

Время противоречиво: течет непрерывно и длится непрерывно из-за конечности каждого акта изменения. Момент выступает как зафиксированное «мгновение» движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени – прошлому, настоящему и будущему – соответствуют три состояния сознания: память, созерцание и творчество. Различают реальное, перцептуальное (отраженное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее – это теоретические модели описания реальных пространства и времени. Таковыми выступают трехмерное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. Не исключено, что развитие материи порождает наряду с нашей Метагалактикой множество различных миров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.

На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени. В локальных областях макромира пространство-время характеризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Метагалактики существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Метагалактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и наоборот. Тот или иной историко-культурный образ жизни формирует социально-исторические представления о пространстве и времени.

В древности господствовало циклическое представление о времени, что было связано с большой ролью традиций, с медленными переменами в жизни общества. Буддизм считает, что в потоке времени все старится и приближается к превращению в ничто; бытие вещей иллюзорно, а жизнь превращается в бессмысленное обольщение земными надеждами. В средневековом христианстве понятия прошлого и будущего обрели устойчивый смысл (грехопадение – искупление – спасение). Любая среда обитания человека (пространство) была ориентирована по полюсам символов добра и зла, спасения и гибели. Время и пространство рассматривались, таким образом, с позиций идеального, ценностного характера. Русская религиозная философия трактовала время как безостановочное, безжалостное к настоящему. Время не всесильно над вечностью, которая только и дает смысл жизни.С прогрессом общества возрастало осмысление пространства-времени как объективной реальности. Человек, начиная с Нового времени, стал задумываться о гибельности темпов цивилизации и занялся поиском причин необратимости времени и условий социального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь природы и общества.

Социальное время является внутренним временем общественной жизни и вплетено во внешнее по отношению к нему время природных процессов. Выделяется также время индивидуального бытия человека, которое определяется протеканием различных социально и индивидуально значимых для него событий. Социальное измерение является функцией активности человека: чем выше любознательность, инициатива, напряженность деятельности у человека, тем больше единиц психологического времени расходуется в одном интервале. Социальное время, с позиций современной философии, выступает не как прямая линия и не как круг, а является скорее синусоидаль­ной линией или волной со своими отрезками «сгущения» и «разреже­ния», со своими точками «максимума» и «минимума» интенсивности со­циальных процессов. Динамизм социального времени сочетается с силой исторической инерции. Она выражается в привычных способах хозяйствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т.п. В ходе модернизации социума необходимо учитывать обе тен­денции: а) превращения, движение; б) относительные стабильность, покой.