1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ФИЛОСОФИЯ >
  4. СМЫСЛ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ, СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕСТВА

Смысл натуралистической, социопсихологической и идеалистической концепций общества

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Натуралистическая концепция социопсихологизм Идеализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Натуралистическая концепция экстраполировала методологические особенности естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук, с помощью которых объяснялось развитие социума. Натуралистическая программа в обществознании выражена в трех основных версиях: редукционистской, этноцентристской и органицистской. С точки зрения редукционизма, социальная жизнь может быть объяснена на основе природной закономерности. С позиций этноцентризма в роли ведущего фактора социальных изменений выступают природно-национальные особенности. Органицистскую версию натурализма наиболее четко выразил Г. Спенсер, уподоблявший общество организму и пытавшийся объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Философ считал основным законом истории выживание наиболее приспособленных индивидов и народов к естественным условиям существования.

К натурализму примыкает программа (концепция) социопсихологизма, которая конструирует общество по образу и подобию индивида. При этом индивид рассматривается изолированно от общественных условий. Психологическое здесь представлено в физиологическом, не объясняются феномены культуры и практики. Психологическая концепция объясняет общественные отношения с позиций определяющей роли психологии индивида, его эмоций и воли, сферы бессознательного, социальной психологии групп и межиндивидуальных отношений.

Идеализм, в отличие от натурализма, отрывает человека от природы, чересчур его одухотворяет. Причина преувеличения роли духовного заключается в реальной сложности общественных процессов: а) проявляется действительная роль осознанных целей, идеалов, «здравого смысла»; б) отделение духовного производства от материального и последующее закрепление интеллектуальной деятельности за господствующими в обществе социальными слоями подняло значение духовных компонентов жизни; в) в обществе огромная роль принадлежит государству, политическим партиям, тесно связанным с политическими и правовыми взглядами людей, другим различным формам общественного сознания.Абсолютизация духовного фактора в человеческом бытии означает следование просветительскому принципу «мнения правят миром».

Идеализм не отвергает объективного фактора истории, но функцию творящего начала выполняет или мировой разум (объективный идеализм, ведущий к фатализму), или духовно-волевая активность человека (субъективный идеализм с его волюнтаристским пониманием исторического хода).