... > Философия > Социально-исторические и культурные...

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Досократическая философия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

предпосылки Философы досократического периода Милетская школа Пифагорейцы Анаксагор Атомисты
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Возникновение философии в Древней Греции традиционно относят к VII – VI вв. до н. э. Исследователи до сих пор спорят о причинах возникновения философской мысли в Греции.

Именно в Древней Греции сложились уникальные культурно-исторические условия для возникновения философского знания, философского способа постижения мира. Эти предпосылки можно условно разделить на четыре больших группы.

  • Социально-экономические предпосылки. Начало I тыс. до н. э. характеризуется появлением железных орудий труда, следствием этого является рост общей производительности труда и появлении излишков продукции для обмена на рынке. Происходит, по выражению К. Маркса, становление товарного производства, которое получает мощный импульс с появлением в это время денежного обращения. Появляются люди, занимающиеся исключительно интеллектуальной деятельностью, и общество готово обеспечивать таких людей всем необходимым в обмен на их услуги;

  • Политические предпосылки. В Греции происходит Разложение родового строя, описанного в поэмах Гомера, сначала осуществлялось в направлении от монархии к аристократии, затем к чередованию тирании и демократии. Цари не имели абсолютной власти, как в Египте и в Вавилонии, в VII – VI вв. до н. э. большое количество греческих городов-полисов освобождается от тиранов и устанавливает у себя тип политического управления, который получил название «рабовладельческая демократия». Греческая демократия предполагала наличие выборных органов управления, публичное обсуждение текущих проблем и принятие решений путем голосования граждан, а также соревновательный суд;

  • Культурные предпосылки. Возникновению философии предшествовал ряд этапов культурного развития греческой цивилизации. На территории Греции происходит уникальное смешение различных религий, мифологий. Кроме того, греки активно заимствуют достижения египтян, вавилонян и персов. Свидетельствами этому выступает культ богини плодородия Деметры, заимствованный как традиционный культ богини-матери. Более или менее систематическое изложение греческого мировоззрения относится к периоду XII – VIII вв до н.э. и связано прежде всего с именами Гомера и Гесиода. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» достаточно полно описывают соц. структуру и религию греческого общества периода разложения Философское мировоззрение строится на принципах системности окружающего мира и его объяснения, стремясь избавиться от внутренних противоречий, присущих мифологии.

Философы досократического периода занимались проблемами познания природы, поэтому философию этого периода характеризуют как философию природы, или натурфилософию (600-370 до н. э.). Натурфилософы занимались поисками причин бытия и исследованием причин становления и изменения мира.

Милетская школа (VI-V вв. до н. э.) совершила первый шаг на пути выяснения того, из чего построен мир. Фалес (624-545 до н.э.) полагал началом всего воду. Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.) утверждал, что началом всего является неопределенное, Анаксимен (588-524 до н.э.) считал, что началом всего является воздух.

Пифагорейцы (VI—IV вв. до н. э.) - этический и религиозный союз в Южной Италии, основанный Пифагором, исследовали вопрос о соотношении вещей. Определив мир как космос, они первыми заговорили о гармонии сфер. Увидев су. В основе мира лежит число. Каждое число священно, что-то символизирует. ●(точка) в философии – единый, единство, линия – различие, противоположность, плоскость - единство противоположностей, геометрическое тело - развитая противоположность, 10 – самое священное число ,символ космоса (1+2+3+4=10) - совокупность всех точек, линий, плоскостей и тел.

Все меняется, развивается, течет: в одну и ту же реку невозможно войти дважды. И бытие есть и небытие тоже есть, те материальный и нематериальный мир. Происходит постоянный переход между миром мысленным (нематериальным) и материальным.

Анаксагор (ок. 499-428 до н. э.) настаивал на бесконечном многообразии первоматерии, однородной, но качественно различной. Принципом изменения является разум, доказательством чего служат космическое движение и порядок.

Атомисты (Демокрит (ок. 460 до н. э. - ?) и др., утверждали, что существует бесконечное множество неделимых атомов, которые отличаются друг от друга только величиной, формой, положением и расположением. Атомы неизменны, их движение вечно. Между ними - пустота, и нет никакого иного организующего принципа, кроме тяжести. Человеческое же восприятие возможно благодаря материальным образам, исходящим от вещей.