... > Философия > Значение духовного наследия...

Значение духовного наследия казахского Просвещения для философской мысли Казахстана XX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

совесть Человек — большая ценность духовный потенциал
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Одним из крупных казахских мыслителей начала XX века является Шакарим Кудайбердиев. Он писал, что для становления человека необходимы труд, совесть, милость, выдержка, осторожность. Совестливый, милосердный, выдержанный человек на любом этапе общества должен занимать достойное место.

Ш.Кудайбердиев как философ внес неоценимый вклад в общественную мысль, а в своих стихах воспевал такие качества, как ум, совесть, целеустремленность. Человек — большая ценность, эта мысль была основной в их общественной жизни. Магжан Жумабаев говорил, что не море глубоко, а человеческая душа, а Султанмахмут Торайгыров воспевал человека, служившего народу. Жусупбек Аймаутов призывал молодежь к учебе, к знаниям, к искусству, достойному труду, честности. Алихан Букейханов был видным представителем общественной мысли казахского общества. Как экономист исследовал переселенческую политику царизма, ее сущность, видел, что казахский народ подвергался эксплуатации. В 1906 г. организовал партию “Народная свобода” как отделение партии кадетов.

Одним из крупных деятелей общественной жизни казахского народа был Ахмет Байтурсынов. Он окончил в г. Оренбурге учительскую семинарию, принимал активное участие в общественно-политической жизни казахского народа. В 1909 г. за критику политики царизма А.Байтурсынова арестовали и сослали. Он работал редактором газеты «Казах». Он принимал активное участие в создании партии “Алаш”, был делегатом ее первого съезда. Он много сделал и для просвещении казахского народа, считая, что, прежде всего, необходимо повысить грамотность, обогатить духовный потенциал народа, поднять его до уровня мировой цивилизации.