1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЕРАРХИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, ЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ

Борьба за восстановление иерархии православной церкви, ее положение в Речи Посполитой

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

К. Острожский. патриарх Феофан Вечного мира Статей примирения религии греческой
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Православная церковь была поставлена вне закона. Все православные РП должны были перейти в униатство. На православных оказывалось сильное давление, преследовались те, что не хотел переходить. Ликвидировать православную церковь не удалось, так как на ее защиту стали многие видные государственные деятели, в частности К. Острожский. Православную церковь поддерживали многие из рядовой шляхты. Особенно большую роль в защите интересов православия сыграло украинское казачество. Уменьшилось количество православных священников. От унии оказался львовский епископ Гедеон Балабан.

Структура православной церкви была разрушена. Главная задача — восстановление иерархии православной церкви (митрополитов и епископов). В этом помог иерусалимский патриарх Феофан, который по приглашению украинского казачества тайно прибыл в 1620 г. в Kиев и возвел в сан митрополита православной церкви Иова Борецкого и утвердил 6 епископов. Король РП не признал этих православных иерархов, и они были вынуждены исполнять свои обязанности нелегально.

Положение православной церкви улучшилось после смерти Сигизмунда III, при новом же короле Владиславе IV (1632) удалось достичь определенного компромисса между униатами и православными в виде «Статей примирения религии греческой» (утверждены сеймом и королем в 1633). Это документ легализовал православную церковь, и ей была возвращена часть имущества.

Важную роль сыграл новый митрополит Петр Могила. По его инициативе был осуществлен ряд мер по укреплению православной церкви. В Киеве была открыта Киево-Могилянская академия. Сохранению православной церкви способствовали казацко-крестьянские восстания конца XVI-первой половины XVII вв., а также подписание Россией Андрусовского перемирия и «Вечного мира», в которых имелись статьи, касавшиеся деятельности православной церкви. На православную церковь по-прежнему оказывалось давление, численность ее сторонников уменьшалась. На рубеже XVII-XVIII вв. все православные епархии были превращены в униатские.

Новое наступление на православную церковь связано с решениями варшавского сейма 1732 г., когда православные были лишены многих прав и поставлены в дискриминационное положение. Были сделаны попытки ликвидировать последнюю Могилево-Мстиславскую православную епархию. Но благодаря Конисскому ее удалось отстоять.

После разделов РП изменилось положение православной церкви. Когда начались разделы, в РП была попытка создать независимую от России православную церковь. Это обещал и Костюшко.