1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 1860–1880 ГГ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЯХ

Буржуазные реформы 1860–1880 гг в Российской империи и особенности их проведения в белорусских губерниях

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

19 февраля 1861 года проекты «Положений» реформа об отмене крепостного права Земская реформа(1864) судебной реформы(1864) городская реформа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

19 февраля 1861 года проекты «Положений» получили силу закона. Крестьяне получили ряд гражданских прав: они могли заключать сделки, заниматься торговлей и промыслом, владеть движимым и недвижимым имуществом, нести личную ответственность перед судом. В Витебской и Могилёвской губерниях, где было широко распространено общинное землепользование, предусматривались высшие и низшие нормы крестьянских наделов. В Виленской, Гродненской, Минской и части Витебской губернии, где существовало подворное землепользование, за крестьянами сохранялся их земельный надел, который они имели до реформы. В тех случаях, когда у помещика после наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 его прежних земельных владений, от крестьянских наделов делались отрезки в пользу помещиков. Согласно « Положениям» помещики являлись собственниками всей земли, принадлежавшей им до реформы. До заключения выкупной сделки крестьяне обязаны были выполнять повинности в пользу помещика. На протяжении этого времени (9 лет) они назывались «временнообязанными» и не могли уйти с земли без разрешения помещика. Правила выкупной операции были одинаковыми для всех губерний. Сумма платы за землю определялась таким образом, чтобы помещик, положив ее в банк под 6 % годовых, мог получать каждый год сумму, равную годовому чиншу, который он получал до реформы. 20 % необходимой суммы крестьяне платили непосредственно помещику, а остальные 80 % суммы давало государство. 

Делая выводы, можно сказать, что реформа об отмене крепостного права в Беларуси и Литве была проведена на более выгодных для крестьян условиях. Также итогом аграрной реформы стало то, что она открывала путь для модернизации — постепенного перехода от феодального общества к буржуазному.

Военная реформа(1862–1874) вводила вместо рекрутской системы комплектования армии всеобщую воинскую повинность. 

Земская реформа(1864) предусматривала создание земств — выборных органов для управления в губерниях и поветах местным хозяйством, образованием, здравоохранением. На территории Беларуси закон о земствах не распространялся в связи с тем, что царское правительство после восстания 1863 года не доверяло местным помещикам. Земская реформа в Беларуси была проведена только в 1911 году. 

В результате судебной реформы(1864) суды стали всесословными (в одном судебном учреждении рассматривались дела представителей всех сословий), открытыми (судебные заседания проходили публично) и независимыми от правительства. Рассмотрение уголовных дел должно было проводиться с участием присяжных заседателей. Они, не будучи профессиональными юристами, судили согласно данной присяге по совести и были независимы от профессиональных судей-юристов. В Беларуси судебная реформа началась с 1872 года. 

В 1875 году в Беларуси началась городская реформа. В выборах участвовали только плательщики городских налогов, которые владели имуществом на определенную сумму денег. Буржуазный характер носили также школьная(1864) и цензурная(1865) реформы. Школа провозглашалась всесословной, увеличивалось количество начальных школ, вводилась преемственность различных ступеней обучения. В результате цензурной реформы несколько расширились возможности печати. Буржуазные реформы имели непоследовательный и противоречивый характер. Открывая путь для развития капитализма и становления буржуазного общества, они не затронули основ самодержавной власти, не ликвидировали сословное и национальное неравноправие населения.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.