... > История Беларуси > Государственный и общественный...

Государственный и общественный строй Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Высшие органы власти сейм. привилей сословно-представительную монархию, Местное управление Суды и законодательство Войско посполитое рушение
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Высшие органы власти

Руководителем Великого княжества Литовского и главной особой в государстве долгое время являлось великий князь или, как его еще называли, господарь но сильная власть в ВКЛ была только при Гедимине Ольгерде и Витовте. После 1492 г. княжеская власть стала сильно ограничиваться радными панами, или радой. В этом году великий князь Александр І выдала привилей по которому князья не могли уже принять ни одного решения без согласия радных панов. Даже распоряжаться финансами великий князь мог только с согласия рады.

Потому государственный строй Великого княжества Литовского мы можем определить, как сословно-представительную монархию, где власть монарха ограничивали сначала рада а позже сейм. В состав рады входили лица, которые занимали высшие должности государственного управления, и католические епископы. Это воеводы и каштеляны, канцлер, подканцлер, подскарбий (заведующий государственной казны), гетманы (начальники войска), маршалки (председатели на заседаниях совета и сейма), писцы великокняжеской канцелярии и  другие  высшие  чиновники  государственного   аппарата   ВКЛ.

Полный состав рады ко времени реформы 1565 г. насчитывал 45 человек. После 1565 г., когда были созданы новые воеводства, радных панов стала 65. В полном составе рада заседала не более двух месяцев в год. Чаще с князем виделись представители праднейшей рады. Праднейшая рада включала в себя 5 человек епископ виленский и трокский, виленский воевода, трокский воевода. виленский каштелян, трокский каштелян. Это были самые близкие к великому князю и самые влиятельные в государстве люди. Часто они за всю раду решали дела, ведь собираться по каждому вопросу полным составам радные паны не имели возможности.

Занимать должности, которые позволяли заседать в совете, могли только очень богатые люди. Потому среди радных панов были только крупные землевладельцы – магнаты.

В концы XV в. окончательно оформился второй высший орган государственного управления Великого княжества Литовского — сейм. В его состав входили радные паны и шляхта всех земель ВКЛ. Сначала шляхта на сейм приглашалась в полном составе, что вызывало излишнюю многолюдность. Чтобы этого избежать, было решено посылать на общегосударственный сейм  от повета по 2 депутата. Они избирались на уездных сеймиках, где собиралась вся шляхта того или иного повета и вырабатывались инструкции послам-депутатам, от которых те не имели право отступать. На сеймах обсуждались вопросы, связанные с законодательством и судебной деятельностью, и об избрании великого князя.

Местное управление

Во главе местной власти в воеводствах стоял воевода. Он решал все главные вопросы руководства на своей территории — хозяйственные, финансовые, воинские, судебные. Его заместителями были комендант, который командовал воинскими силами воеводства, а также подвоевода, что вел дела канцелярии. Городничий отвечал за ремонт и укрепление воеводского замка; ключник наблюдал за сбором налогов и выполнением повинностей; лесничий и ловчий приглядывали за лесными угодьями; конюший заведовал воеводской конюшней (конюшней) и т. д. В уездах во главе власти стоял староста. Руководство в городах было в руках войта, бурмистров и городской рады. Деревенская администрация была предоставлена тиунами, сотниками, приставами, старцами.

Суды и законодательство

Высшей судебной инстанцией был Великокняжеский суд, функции которого с 1581 г. начал исполнять Главный трибунал Великого княжества Литовского. Воеводский суд рассматривал дела шляхты и мещан тех городов, что не имели Магдебургского права а также государственных крестьян. В городах, которые обладали Магдебургским правам, приговоры по делам мещан выносил войтовско-лавничий суд.

Все названные судебные инстанции опирались в своей деятельности на государственное законодательство, которое главным образом было предоставлено сначала судебником Казимира 4 от 1468 г. а потом Статутами Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг.

Войско

Во времена ВКЛ основой армии являлось шляхетское ополчение, так называемое посполитое рушение. По законодательству Великого княжества Литовского военнообязанными были практически все мужчины, которые имели в собственности землю. Со своих земельных владений шляхтич должен был выставлять хорошо вооруженного и обученного воинской службе ратника: одного от 8 служб (1 служба — 2 крестьянских хозяйства). Значит, у кого было больше земли и подданных, тот выставлял больше солдат. Если же какой-нибудь мелкий шляхтич не владел крестьянами, то он обязан был сам служить в армии. Крестьяне, которых шляхта брала с собой на войну, освобождались от всех повинностей и податей в пользу шляхтича и получали название панцирные бояре. Панцирный боярин эта переходная форма от крестьянина к шляхтичу. Позже он мог выслужить или выкупить себе шляхетство. Вместе с панцирными боярами широко использовались немецкие швейцарские и шотландские наемники (Ландскнехты).