1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. КУЛЬТУРА БЕЛОРУССКИХ ГУБЕРНИЙ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII-НАЧАЛЕ XX ВВ

Культура белорусских губерний в составе Российской империи в конце XVIII-начале XX вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

реформой просвещения 1803-1804 гг политика распространения русской культуры распространением революционно-демократических идей Ф. Богушевич батлейка
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Отличительной чертой развития культуры Беларуси было усиление в первой трети XIX в. ее полонизации. Это было обусловлено политикой императора Александра I, которая была направлена на становление польской государственности, и нашла поддержку среди польского магнатства и полонизированной шляхты. Польский язык был языком абсолютного большинства образованного населения, языком просвещения, литературы и театра. Одновременно в Беларуси проводилась политика распространения русской культуры. Не одобряющие политику русификации, за пределы Беларуси были высланы Я. Чечот, Б. Савич, на 25- летнюю службу определили П. Багрима и т.д.

В соответствии с реформой просвещения 1803-1804 гг. школьная система строилась по принципу единства и преемственности. В каждом губернском городе создавалась гимназия, в уездном городе — уездное училище, в деревнях — церковно-приходские школы. Все учебные заведения белорусских губерний вошли в состав Виленского учебного округа и стали подчиняться Виленскому университету, который осуществлял контроль за работой школ, его преподаватели готовили программы обучения, писали учебники. Кроме государственных, работали гимназии при католических и базылянских монастырях, которые давали среднее образование.  После подавления восстания 1863 г. политика царизма в области образования в Беларуси приобрела к тому же превентивно-репрессивную черту. Помимо закрытия Горецкого земледельческого института, перестали работать Молодечненская, Новогрудская, Свислочская гимназии, а также все школы на польском языке. В стенах школы запрещалось пользоваться польским и белорусским языками. В соответствии с правилами 1864 г. начальные школы Беларуси были отданы под контроль православного духовенства. Повсеместно насаждалась идея «трех китов» Российской империи: самодержавия, православия и народности. Развитие школьного дела проходило с большим трудом, медленно. В 1868 г. в Беларуси насчитывалось 1391 учебное заведение, в том числе 1249 начальных школ.

Так же медленно развивалось и среднее образование. В 1868 г. в Беларуси было 18 средних учебных заведений: 6 мужских и 4 женские гимназии, 2 прогимназии, 4 духовные семинарии и земледельческое училище. Всего в средних учебных заведениях обучалось. 3265 человек (преимущественно дети привилегированных сословий). В целом существовавшая система образования не обеспечивала необходимого общеобразовательного уровня населения.

В 1886 г. в Беларуси появилась первая независимая газета «Минский листок» (с 1902 г. она выходила под названием «Северо-Западный край»). О политической направленности газеты этого времени свидетельствуют репрессии по отношению к ней со стороны властей. Из 194 номеров 1896 г. было конфисковано 89. В 1897 г. газета запрещалась на 8 месяцев.

Выдающимися представителями белорусской художественной литературы второй половины XIX в. были Ф. Богушевич (1840-1900), Я. Лучина.

Ф. Богушевич, по существу, был первым национальным белорусским поэтом. Глубоким проникновением в жизнь своего народа отличались его сборники стихотворений «Дудка белорусская» (1891) и «Смык белорусский» (1896).

В Москве под редакцией М. Довнар-Запольского был издан «Календарь Северо-Западного края на 1889 г.», в котором почти полностью была напечатана поэма В. Дунина-Марцинкевича «Гапон», два стихотворения на белорусском языке, записи народных песен. В 1892 и 1893 гг. в «Северо-Западном календаре», который выходил в Минске, увидели свет несколько произведений и переводов Я. Лучины. Трижды, в 1896, 1898 и 1904 гг., в Витебске издавалась поэма «Тарас на Парнасе». В 1903 г. в Петербурге был напечатан сборник Я. Лучины «Вязанка», а в 1904 г. — «Сказки». В это же время вышла книга «Переложение некоторых басен Крылова на белорусское наречие» и десятки других произведений.

Во второй половине XIX в., в связи с распространением революционно-демократических идей, более реалистичным, приближенным к народу стало искусство. Жизнь и быт трудящихся, и прежде всего крестьян, стали важной темой белорусской живописи. Белорусская послереформенная деревня находила отражение в творчестве П. Борковского, В. Добровольского, С. Кудрявцева, Н. Сильвановича. Художник П. Отруков, путешествуя по Беларуси, сделал много зарисовок с натуры памятников истории и культуры. Развивался народный театр, прежде всего в форме народной драмы, где актеры изображали жизнь как простых людей, так и представителей социальных верхов. Большой популярностью пользовалась батлейка, где высмеивались, как правило, помещики, чиновники, попы. В 1890 г, в Минске был открыт постоянный-профессиональный театр, а также «Общество любителей изящных искусств», которое пропагандировало и демократическое искусство.

В культуре Беларуси первой половины XIX века значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Событием в театральной жизни Беларуси было возникновение первой труппы белорусского национального театра В. Дунина-Марцинкевича. 23 сентября 1841 г. состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написал С. Монюшко и К. Кржижановский, а либретто — В. Дунин-Мартинкевич. Первая половина XIX века явилась началом сбора и публикаций белорусской народной песни, попытки ее композиторской и концертной обработки. Большой интерес представляют произведения А. Абрамовича, В. Стефановича, Ф. Миладовского. В имении Залесье на Сморгонщине писал полонезы Михал Клеофас Огинский. Глубокий след в белорусской музыкальной культуре оставил классик польской музыки, уроженец Игуменского уезда С. Монюшко.

Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров, городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм. Об этом свидетельствует дворец-усадьба Румянцевых-Паскевичей и собор Петра и Павла в Гомеле, губернаторский дворец в Витебске, собор Иосифа в Могилеве. Военно-стратегическими нуждами было вызвано строительство крепостей в Бобруйске, Борисове, Бресте.

Определяющую роль в развитии живописи сыграли воспитанники Виленской школы живописи — отделение изобразительного искусства факультета литературы и искусства Виленского университета. Основателем школы был профессор Ф. Смуглевич. За четверть века школа подготовила более двухсот пятидесяти художников, граверов, скульпторов. Член императорской академии искусств Иосиф Олешкевич (1777-1830 гг.) написал портрет А. Чарторыйского, М.Радзивилла, JI. Сапеги, А. Мицкевича и др. Представитель романтизма В, Ванькович (1800-1885 гг.) создал портреты поэтов А. Пушкина, А. Горецкого, пианистки М Шимановской, а также картину «Мицкевич на скале Аю-Даг» и др. Живописец Ян Дамель (1780-1840 гг.) создал картины исторического жанра «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшко из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.». Хруцкий (1810-1883 гг.) работал в жанре классического натюрморта и бытовой живописи. Одним из основателей белорусского реалистического пейзажа был В. Дмоховский (1807-1867 гг.). Наиболее известными скульпторами Того времени были К. Ельский и его сыновья Ян и Казимир, Р. Слизень и др.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.