1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ БССР (СЕРЕДИНА 50-Х-СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.)

Основные противоречия в общественно-политической жизни БССР (середина 50-х-середине 80-х гг.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Процесс реабилитации жертв сталинских репрессий Общественно-политическая жизн Процесс либерализации Экономические перестройки реорганизация руководящих органов компартии Беларуси развитие духовной сферы. «развитой социализм»,
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Процесс реабилитации жертв сталинских репрессий. С 1955 по 1963 г. было реабилитировано 5619 человек. Среди них партийные, государственные, военные и общественные деятели Кнорин, Голодед, Криницкий и др. Была реабилитирована группа работников науки, культуры, рабочих и крестьян. Однако реабилитация проходила сложно, выборочно. До 1988г. власти не соглашались на партийную реабилитацию Жилуновича. В первую волну реабилитации целиком не была восстановлена справедливость в отношении Ластовского, Лесика, Игнатовского и др. С приходом к власти Брежнева реабилитация была почти остановлена. С 1972 г. по 1988г. было реабилитировано только 169 человек.

Общественно-политическая жизнь того времени было сложным и противоречивым, отражала борьбу двух тенденций: демократической, которая стремилась к освобождению всех сфер жизни от искажений сталинской эпохи, и консервативной, которая стремилась уберечь и приспособить старые рычаги к новым реалиям. Начался сложный, для многих людей и трагический, процесс разрушения стереотипов и взглядов, которые сложились.

Процесс либерализации, который затронул разные сферы общественной жизни, начался в первую очередь с демократизации деятельности партии. Был налажен регулярный созыв партийных съездов и пленумов ЦК КПСС и союзных республик. Стало широко практиковаться обсуждение партийных и государственных документов в печати и на собраниях трудовых коллективов. По важнейшим вопросам развития разных отраслей народного хозяйства начали созываться совещания с привлечением широкого круга специалистов.

В то время партийную организацию Беларуси возглавляли Мазуров, Машеров, Совет Министров – Киселев, Верховный Совет — Притыцкий, Сурганов. Все они много сделали для развития экономики, культуры, улучшения жизни населения, имели свои взгляды на решение тех или других проблем развития Беларуси, пользовались уважением народа.

В деятельности компартии Беларуси, советов, профсоюзов, комсомола углублялась коллегиальность и делались определенные попытки по расширению участия населения в их работе. В 1957-1958 гг. Верховный Совет БССР утвердил положение о сельском, поселковом, районном, городском Советах депутатов рабочих. Оно было направлено на улучшение деятельности Советов в экономике и общественно-политической жизни. В результате Советы получили более широкие права. В практике их работы большое значение приобрели многочисленные комиссии, к участию в которых на общественных началах привлекались представители рабочих, крестьянства и интеллигенции. Однако по-прежнему Советы не владели реальной властью.

Курс на демократизацию общества должен был найти соответствующее продолжение и в экономике. Экономические перестройки были направлены на расширение хозяйственных прав союзных республик путем передачи им вопросов, которые раньше решались в центре. Только в 1956г. в распоряжение правительства БССР было передано 356 предприятий, а в 1957 — более 500 предприятий. 11 марта 1957 г. Верховный Совет СССР принял закон, согласно которому республики сами могли решать вопросы областного и краевого административно-территориального строительства. Расширялись законодательные права союзных республик. В их компетенцию вошло понятие общественного, криминального и процессуального кодексов.

В 1962 г. была проведена реорганизация руководящих органов компартии Беларуси. Они делились на промышленные и сельские. Были созданы Президиум ЦК КПБ, Бюро ЦК по руководству промышленностью и строительством, Бюро ЦК по руководству сельским хозяйством, а также единый контрольный орган — Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПБ и СМ БССР. Были организованы 12 обкомов, 25 горкомов, 23 комитета по промышленным зонам и 77 — по производственных колхозно-совхозных управлениям. По такому принципу были поделены советские, комсомольские, профсоюзные и общественные организации. Эта структура не оправдала себя и в 1964г. была ликвидирована.

Многие экономические проблемы тех лет пытались решить чисто политическими приемами и методами. Использовались приемы непосредственного обращения. В 1959 г. комсомольская организация Беларуси направила на стройки Сибири, Закавказья 7,5 тыс. юношей и девушек, в следующем году еще 3,9 тыс.

В 1959 г. в стране зародилось движение за коммунистический труд. Он проходил в привычных традициях социалистического соревнования.

Административно-командная система не могла функционировать без ежедневных мобилизаций граждан для достижения самых разных целей. Вот почему в октябре 1961г. на XXII съезде КПСС была принята новая партийная программа, которая поставила цель уже через 20 лет построить коммунизм. Поставка непродуманных задач приводила к разочарованию в обществе. Отсутствие реального дела сменялось нарастанием ритуальности, достигнувшей во время Брежнева своей кульминации.

Либерализация положительно повлияла на развитие духовной сферы. Проходил процесс расконсервации «закрытого общества». Расширялись международные контакты. В Москве прошел всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957). Общественный подъем вызвал зарождение новых творческих направлений в литературе и искусстве. Вообще в годы «оттепели» наука и культура развивались в границах, которые определялись им партийными органами. Разгромной критике подвергались деятели искусства за произведения, которые не нравились Хрущеву. Т.о., авторитарная система продолжала жесткий контроль над духовной сферой общества.

Политикой Хрущева была недовольно партийная бюрократия. Старая номенклатура не могла простить разоблачения культа личности Сталина. Воинские верхи были недовольны сокращением вооруженных сил, деятели науки и культуры — грубым вмешательством в их творчество. Крестьянство не могло согласиться в политикой ликвидации многих деревень, сокращением личных хозяйств. Несмотря на то, что реформы не сняли кардинальных проблем общественного развития, период «оттепели» был мощным ударом по тоталитарной системе сталинизма.

Началом нового этапа советской истории является октябрьский (1964 г.) Пленум ЦК КПСС, который освободил Хрущева от занимаемых должностей. Первым секретарем был избран Брежнев. Поскольку система имела иерархический характер, первое лицо в составе высшего эшелона власти имело определяющий характер. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) Брежнев стал Генеральным секретарем партии. Постепенно он сосредоточил всю полноту власти: становится Председателем Совета обороны, в 1977г. занял должность Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

Повышение руководящей роли партии объявлялось средством решения всех экономических и социальных проблем. XXIV съезд (1971) внес в устав положение о праве контроля партийными организациями деятельности администрации. Партийные органы дублировали органы хозяйственного управления. Завершало эту политику закрепление в 6-й статье Конституции СССР (1977) положения о руководящей роли партии в обществе. В политический лексикон вошло понятие «развитой социализм», официальное определение которому сделал Брежнев в докладе к 50-летию Октябрьской революции. Новая концепция призвана была решить противоречие между декларацией о близкой победе коммунизма и нереализованным его внедрением в жизнь. Началась подгонка живых процессов под новую схему. В обществе складывался контраст между лозунгами и реальными делами. Все более усиливались призывы мобилизовать средства, повысить активность, возродить стахановское движение, начали раздаваться угрозы в адрес виновных. Все эти утверждения по сути открыто призывали вернутся к прошлому. В рамках новых установок начала гаснуть и постепенно затихла критика Сталина.