... > История Беларуси > Особенности конфессиональных отношений...

Особенности конфессиональных отношений на территории Беларуси в составе Речи Посполитой. Реформация и контрреформация. Берестейская уния

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Кревская уния Реформация Орден иезуитов контрреформация Брестской унии. Причины: Условия: 1596
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

К концу XII в. в Европе сложились две большие религиозные зоны: восточная, православно-византийская и западная, римско-католическая. Граница между ними проходила по Западному Бугу. Беларусь стала местом встречи и взаимодействия этих религий, что определило уникальное историческое положение ее в Европе, обусловило индивидуальность ее культуры, наложило отпечаток на менталитет белорусского народа.

До XIV в в Беларуси господствовала православная церковь. Кревская уния эту монополию нарушила. Католическая вера стала вероисповеданием руководящих кругов государства. Ягайло обязал окатоличить все население Литвы. В XVI в. христианство постиг кризис: в католицизме он проявился Реформацией, а в православии – ересями. Основным направлением реформации в Беларуси стал кальвинизм. Его социальной основой была феодальная знать, часть средней и мелкой шляхты. Среди простого народа идеи западноевропейской Реформации не получили широкого распространения. Первую реформаторскую общину создал в Бресте магнат Радзивилл Черный. Затем такие общины были созданы в Несвеже, Заславле, Минске, Витебске, Полоцке. Сторонники реформации выступали за реформу католической церкви, чтобы она была дешевой для прихожан.

Реформация содействовала повышению духовно-культурной жизни. В это время увеличилось число грамотных. Особую роль в этом играли школы и книгопечатание. Увидев, что движение выходит из-под контроля, феодалы в 70-х гг. стали отходить от Реформации. В XVII в. она сходит с исторической арены в ВКЛ. Ставку в спасении католической церкви сделали на Орден иезуитов, созданный в 1534 г. Впервые в Великом княжестве (в Вильно) иезуиты появились в 1569 г. по приглашению католического епископа. Хорошо организованные, грамотные, они сразу же завоевали авторитет у определенной части зажиточных слоев населения. В Вильно ими была создана бесплатная школа, так называемый коллегиум. Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять кальвинизм, унитаризм и другие религиозные течения. Через пять лет после приезда иезуитов в Вильно в католичество перешло 6 тысяч человек. В конце XVI в. высшие слои общества меняли протестантскую веру на католицизм. К концу XVII в. контрреформация в княжестве победила.

Наступление католичества повлияло на заключение Брестской унии. Она объединила православную и католическую церкви в единую Греко-униатскую церковь.

Причины:

  • Православные пытались вернуть утраченные позиции, католики — распространить свою веру на землях Беларуси.

Условия:

  • сохранение православных обрядов;

  • признание верховенства папы римского.

Подготовка унии продолжалась 5 лет. В 1596 уния была провозглашена, однако начался процесс ограничения автономии униатской церкви и сближения её с порядками в других частях католического мира. Весной 1596 в Варшаве состоялся сейм, на котором требовали отобрать кафедры у епископов и передать их православным, король отказывается, православные дворяне не признают организаторов унии своими епископами. Из-за вмешательства государственной власти конфликт приобретает характер политического столкновения между государством и православным населением РП.

Принятие церковной унии осложнило общественно-политическую обстановку в Беларуси. Вместо того чтобы сплотить людей униатство их разделило. Оно способствовало более активному проникновению польского религиозно-культурного влияния, что в конечном итоге привело к упадку белорусскоязычной культуры.