... > История Беларуси > Развитие культуры БССР...

Развитие культуры БССР в 20-е годы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Государственное издательство Беларуси Государственное управление по делам кинематографии «Молодняк» «Узвышша» «По­лымя» Белорусская ассоциация пролетар­ских писателей (БелАПП Белорусский Драматический Театр Всебелорусской художественной выставке
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Постепенно налаживалось издательское дело. В 1924 г. при народном комиссариате просвещения БССР было создано Государственное издательство Беларуси, наладившее издание разнообразной литературы, в том числе на бел. языке.

Примерно в это же время было создано Государственное управление по делам кинематографии — Белгоскино. В 1925 г. выпуском кино­хроники начала работу бел. кинематография. С целью подготовки нац. кадров для постановки худ. фильмов в Ленинграде создана киностудия «Советская Беларусь». В 1926 г. был поставлен первый худ. фильм «Лесная быль» Тарича.

Одной из особенностей развития бел. литературы в эти годы было то, что в писательскую среду влилась большая группа талантливой сельской молодежи, но с малым твор­ческим опытом и не совсем определившимся мировоззрением. В силу этого они группировались вокруг различных организаций. В конце 1923 г. возникло литературное объе­динение «Молодняк». В их числе были Александрович, Головач, Лыньков, Трус, Чарот. «Молодняк» считало себя организацией проле­тарских писателей, которые признавали активную роль литера­туры в борьбе за новую жизнь. Многие молодняковцы недооценивали значение классического наследия, противопо­ставляли молодых писателей «старым», чрезмерно увлекались идеями Пролеткульта. В 1926 г. группа писателей и поэтов вышла из «Молодня­ка» и создала новое лит.-худ. объединение «Узвышша». Его основателями были Бядуля, Глебка, Крапива, Чорный. Новое объединение проповедовало принципы высокого искусства, кри­тиковало нигилистическое отношение молодняковцев к клас­сическому наследию, больше внимания в творчестве уделяло на­ц. специфике. Представители объединения стремились увлечь молодежь идея­ми строительства новой культуры через выражение того, чем бо­гата Беларусь. Члены объединения стремились научно обосно­вать пути строительства нац. культ. 

В 1927 г. сформировалось литературное объединение «По­лымя». В него вошли преимущественно писатели старшего и сред­него поколений — Колас, Купала, Александ­рович, Гартный, Чарот. Свои задачи оно связывало с совершен­ствованием нац. формы как отдельных произведений, так и литературы в целом. В 1928 г. была создана Белорусская ассоциация пролетар­ских писателей (БелАПП). Своей задачей это счита­ло концентрацию литературных сил с целью активной поддерж­ки социалистического строительства. В 20-е годы бел. литература обогатилась новыми про­заическими произведениями. Были опубликованы повести «В глубине Полесья» Коласа, роман «Соки целины» Гартного, «Сестра» Чорного. Основной темой прозы 20-х годов были судь­бы людей в драматических событиях революц и гражданской войны. Но в конце 20-х годов некоторые бел. литера­торы разочаровались в советской действительности, стали болезненно реагировать на попытки партийных органов вмешиваться в литературное творчество Дудара, Пущи. 

Белорусский Драматический Театр — репертуар в основном соответствовал требованиям тогдашнего зри­теля. В улучшении работы БДТ большую роль сыграл Мирович, который в сентябре 1921 г. стал его худ. ру­ководителем. группа актеров, — Жданович, Крылович, Миронова. заостряла внимание зрителя на соц. вопросах и революц. борьбе масс. — спектакли «Разоренное гнездо» Купалы, «На купалье», «Кастусь Калиновский» Мировича.

В районы республики выезжала театральная труппа под руководством Голубка, выросшая из кружков худ. самодеятельности. В 1926 г. она была преобразо­вана в Бел передвижной театр. В конце 1921 г. в Мос­кве была организована Бел. драматическая студия. Молодые артисты, окончившие ее, составили впоследствии ядро Второго Бел гос. Театра- открылся в Витебске в 1926 г. В музыкальном искусстве еще преобладало са­модеятельное творчество музыкальных, хоровых и танцевальных коллективов. Композиторы Теравский, Соколовский записывали и обрабатывали бел. народные песни, которые включались в репертуар многих самодеятельных коллек­тивов. В 1924 г. сначала в Гомеле, а после и в Могилеве были со­зданы небольшие симфонические оркестры. В Гомеле ставились концерты из произведений молодых композиторов Беларуси Туранкова, Пукста. Постановка в 1924 г. в Могилеве первой бел. советской оперы Чуркина «Освобождение труда», в которой рассказывалось о рабочем классе и его борьбе за свое освобо­ждение. 

Достижения изобразительного искусства были продемонстрированы на I Всебелорусской художественной выставке, которая проходила в 1925 г. в Минске. На ней были представлены работы Волкова, Филиповича. В первой половине 20-х годов начинали свой творческий путь скульпторы Азгур, Бембель, Глебов.