1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVI ВВ

Развитие научных знаний и общественной мысли в Беларуси во второй половине XIII-первой половине XVI вв

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

летописание. произведениях историко-мемуарного характера педагогическая мысль Философские и социально-политические проблемы
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

О науке в современном ее понимании применительно к тому времени мы не можем говорить. Высказывались и обосновывались обобщения и выводы, обогатившие науку. Для развития истории важное значение имело летописание. Особенно важно то, что в XV-XVI. появились общегосударственные летописные своды, которые носили аналитический характер. В этих сводах рассматривались и излагались аспекты истории ВКЛ (прослеживается в Белорусско-литовской летописи 1446 г., Хронике ВКЛ 1520 г., Хронике Быховца).

Важная информация содержалась в произведениях историко-мемуарного характера: дневник Люблинского сейма неизвестного автора и другие. Большое значение для развития истории имели исследовательские работы: работы Матея Стрыйковского («Хроника польская,…»). В этой важной работе он выступает не как средневековый хронист, а как исследователь, ученый, опиравшийся на широкий круг источников. Стрыйковский — автор других исторических работ. Он изложил историю ВКЛ в стихотворной форме.

На территории Беларуси известны работы других историков, например Александра Гваньини. Постепенно накапливались знания по краеведению, этнографии, которые содержались в летописях, записках иностранцев. Разнообразный краеведческий материал о жителях Радошкович, Заславля содержатся в книге Яна Лосицкого. Сборник белорусских пословиц XVI-XVI вв. на польском и латинском языках издал Соломон Рысинский.

Высокого уровня развития достигла педагогическая мысль: создание учебных заведений, сочинения известных просветителей. Они высказывали ряд важных идей педагогического характера, в частности подчеркивали важность распространения просвещения.

Существенно обогатились юридические знания, о чем свидетельствовали государственно-правовые акты ВКЛ (Статуты ВКЛ). Их составителям удалось решить ряд важных задач правового характера. Идеи, заложенные в Статутах, находили реализацию в реальной жизни.

Философские и социально-политические проблемы. В их решение внесен вклад, причем они рассматривались с позиции гуманизма, рационализма и либерализма (Скорина, Л. Сапега). Так, когда был поднят вопрос о правах и свободах личности, ограничении самовластия и феодального произвола. Понимание верховенства закона в обществе было обосновано в предисловиях Скорины и развито с предисловиях Л. Сапеги. В произведениях белорусских мыслителей поднимались и другие проблемы, которые рассматривались с учетом интересов господствующих феодальных сословий.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.