1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ И ВЛИЯНИЕ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ЖИЗНЬ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVI-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВВ.)

Реформационное движение на белорусских землях, его особенности и влияние на религиозную жизнь (вторая половина XVI-первая половина XVII вв.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Реформация. Н. Радзивилл Черный. кальвинизм Ариане
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Фактором, который усложнил религиозную ситуацию в РП и подорвал позиции католичества и в определенной степени православной церкви, стала Реформация. Это движение зародилось в 1-й половине XVI в. в Германии и Швейцарии и получило распространение. Участники требовали не только секуляризации католического землевладения, ликвидации засилья католичества, но и создания новой, близкой народу церкви (протестантская). Протестантская религия стала еще одной христианской конфессией и была связана с лютеранством и кальвинизмом. Появившись в Западной Европе, реформация перекинулась на Польшу, а затем и на ВКЛ. Наиболее широко Реформация развернулась во второй половине XVI в.

Особенности Реформации:

  • Если в Западной Европе она опиралась на горожан (бюргеров), то в ВКЛ в нее были втянуты магнатско-шляхетские круги.

  • На территории Беларуси было мало лютеранских общин. А наиболее широкое распространение получил кальвинизм.

Один из активных участников сторонников кальвинизма — Н. Радзивилл Черный. При его участии в 1553 г. создана 1-я кальвинистская община в Вильно. Во второй половине XVI в. — первой половине XVII вв. — 190 кальвинистских сборов. Из них 85 — на Беларуси.

В 1557 г. под личным руководством Радзивилла Черного был проведен первый учредительный съезд протестантов. В ВКЛ было создано 6 дистриктов (районов). Не препятствовали кальвинистам Сигизмунд I и Сигизмунд II Август. ВКЛ по сути превратилось в протестантское государство, а представители этой конфессии участвовали в высших государственных делах.

Кальвинизм не был однородным, и в него втянулись выходцы из плебейско-крестьянской среды, что привело к созданию ряда сект и течений. Надо выделить антитринитариев (ариан). Их лидеры: С. Будный и В. Тяпинский, которые возглавляли умеренное крыло ариан. Арианство приняло в Беларуси широкий размах. А некоторые из них участников стали поднимать социальные вопросы, критиковать феодально-крепостнические порядки. Ариане выступали не только за реформирование христианской церкви, но и подвергли критике основные догмы христианского вероучения. Они отрицали триединство бога, божественное происхождение Христа, загробный мир, бессмертие души. Они открывали школы и т. д.

Большинство историков положительно оценивает арианство. Оно способствовало распространению новых рационалистических идей, веротерпимости. В ходе Реформации в 1573 г. Варшавской конфедерацией был принят акт о равенстве всех церквей (206 аристократов ВКЛ подписали). Он был включен в Статут 1588 г.

Реформация продолжалась недолго (50-70-е гг. XVI в.). Этому способствовали многие причины, в том числе радикализм в религиозном и социальном вопросах. Он напугал магнатов, аристократов, которые переходили в католичество. Активизировалась и католическая церковь, которая смогла перейти в наступление (Контрреформация). Важную роль сыграли иезуиты (создан орден в 1534 г. в Испании). В конце 60-х гг. он появился в Вильно, а затем и в других городах.

В 1647 г. официально закрыты школы ариан (социан). В 1658 г. сейм РП принял решение об изгнании ариан из государства. Была поставлена задача втянуть в сферу влияния Ватикана и православную церковь.