1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. РОСТ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIII-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII ВВ.)

Рост этнического самосознания населения белорусских земель, особенности его проявления (вторая половина XIII-первая половина XVII вв.)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

этнонимы «белорусы» «Белая Русь» Уровень этнического самосознания
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Население белорусских земель уже тогда понимало свое отличие от других этносов. На это указывают те этнонимы, которыми оно пользовалось. Правда, единого этнонима тогда не было. Так православные называли себя русинами, русскими. Некоторые — литвинам (литворусинами). Католики — литвинами. Термин «литвины» имел и широкий смысл, так называли всех жителей ВКЛ. Это название — политоним. Уже во второй половине XVI в. появляются названия «белорусы», «белорусцы». Они зафиксированы в некоторых письменных источниках, в частности в сочинении 1586 г. Соломона Рысинского. Это название произошло от термина «Белая Русь», и использовалось в иностранной литературе.

В источниках восточнославянского этноса термин использовался мало. Но даже в XVI в. термин не имел этнического характера. В него укладывался естественно-географический смысл, и «Белой Русью» называли район Подвинья и Поднепровья. Рост этнического самосознания людей находил отражение в распространении патриотических идей (Скорина, Гусовский).

Уровень этнического самосознания населения был невысок.

На этом сказывалось:

  • белорусская народность формировалась не в рамках национального государства, а в пределах полиэтнического ВКЛ;

  • социальное положение различных групп населения (шляхта осознавала себя литвинами).

Но крестьяне называли себя по названию населенных пунктов.

Верно ли утверждение?

Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.

Верно!

Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.