Состояние и развитие искусства в Беларуси во второй половине XIII-первой половине XVII вв
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Важные изменения в изобразительном искусстве, в живописи.
Живопись
— основная форма изобразительного искусства, но она обслуживала прежде всего церковь. Имена художников, которые расписывали культовые здания, до нас не дошли.
Иконопись
Иконы на восточнославянских землях появились с конца Х в. Высшего развития иконопись получила в XIV-XVI вв., причем на восточнославянских землях сложилось несколько иконописных школ: Московская, Псковская и другие.
Наиболее заметны черты Белорусской школы в иконе «Параскева» (XVI в.). Уже тогда определилось светское направление в развитии живописи. Представлено портретом, книжной миниатюрой и графикой.
Портрет
3 типа портрета:
портрет-икона (портрет Афанасия Филипповича);
портрет Парсуна;
парадный (сарматский) портрет.
Книжная миниатюра
— (вызвана к жизни изготовлением книг) отражала художественное оформление строк, заглавных букв.
С появлением книгопечатания широкое распространение получила гравюра, которая выступала в качестве иллюстрации. Гравюра обслуживала не только книги. В XVI-XVII вв. некоторые художники с помощью гравюры изготовляли портреты, виды городов, в начале XVII в. художник Томаш Маховский изготовил карту ВКЛ с изображением на ней населенных пунктов, рек, озер. Новые моменты прослеживаются в музыкальном искусстве. Его развитие связано с церковной деятельностью. В православных храмах широко было распространено хоровое пение, в католических — органное, в протестантских — спевные исполнения молитв (разработаны канцыяналы). Известны канцыяналы Яна Зарембы (1558).