1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ >
  4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-Х-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ.

Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине 1950-х-первой половине 1980-х гг.

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

темпы индустриального развития машиностроение и металлообработка личное хозяйство положительные изменения. «косыгинской реформой» Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Восстановительные работы начались еще с осени 1943 г., когда были освобождены восточные районы Беларуси, и продолжались до начала 1950-х гг. В 1946 г. Верховный Совет БССР принял Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства республики на 1946—1950 гг. Особенностью четвертого пятилетнего плана было не только восстановление разрушенного войной хозяйства, но и создание новых отраслей производства. Объем капиталовложений на пятилетку превышал их размер за три довоенных пятилетки вместе взятых.

Постепенно уменьшался удельный вес отраслей промышленности, доминирующих до войны (легкая, пищевая, деревообрабатывающая). В ведущие отрасли экономики превращались машиностроение и металлообработка. Во всех отраслях проводилась техническая реконструкция, электрификация и автоматизация производственных процессов.

Характерной особенностью четвертой пятилетки в БССР являлись опережающие по сравнению с соответствующими показателями по СССР темпы индустриального развития. И хотя отдельные показатели пятилетнего плана не были выполнены, в 1950 г. выпуск промышленной продукции в Беларуси почти в 2 раза превысил довоенный уровень.

Большинство колхозов и совхозов были нерентабельными и убыточными, несли большие расходы на производственные нужды. Плановые госпоставки сельскохозяйственной продукции осуществлялись по фиксированным ценам, поэтому колхозы были вынуждены продавать продукцию ниже себестоимости. Низкая заработная плата колхозников обусловливала слабую материальную заинтересованность крестьян в результатах своей работы.

Основным источником существования крестьян оставалось личное хозяйство, которое находилось под прессом жесткой налоговой системы. Продукция личных хозяйств облагалась налогом в форме обязательных поставок государству или в денежной форме. Налогом облагались каждый кустик, деревце или голова скота. Ущемлялись социальные права крестьян, которые не имели паспортов и фактически не могли покинуть свою деревню.

В первые послевоенные годы в сельском хозяйстве Беларуси все же произошли некоторые положительные изменения. Увеличились посевные площади, возросло поголовье скота, укрепилась материально-техническая база. Однако ситуация в деревне оставалась очень сложной. Такое положение вызывали не только последствия войны, но и методы хозяйствования. Ускоренная индустриализация послевоенной Беларуси велась в значительной степени за счет сельского хозяйства.

Осуществление экономической реформы 1965 г., называемой иногда «косыгинской реформой», началось с перехода к новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Н.С. Хрущевым. Были созданы новые крупные государственные комитеты (Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике), отменено разделение партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные. Предприятия получили некоторую автономию и самостоятельность.

Главная цель реформы заключалась в повышении эффективности работы народного хозяйства, ускорении темпов его роста и на этой основе улучшении жизненного уровня населения. Генеральный замысел состоял в том, чтобы наряду с административными рычагами управления экономикой задействовать и экономические (прибыль, цены, финансы, материальную заинтересованность и др.).

Основными направлениями в экономической реформе 1965 г. были:

  • попытка перевода предприятий на хозрасчет;

  • оценка работы предприятий не по выпуску валовой продукции, а по итогам ее реализации и полученной прибыли;

  • создание из части прибыли (10-12 %) фондов экономического стимулирования (материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства);

  • внедрение элементов оптовой торговли непосредственно между производителями, т. е. без участия государственных структур, привыкших все планировать и распределять по лимитам.

Однако по мнению современных экономистов реформа была обречена на неуспех из-за целого ряда причин. Наиболее существенными из них были:

  • непоследовательность и половинчатость, содержавшиеся непосредственно в самом замысле реформы. Сочетание экономических начал с жестко централизованной плановой экономикой, как показывает мировой и отечественный опыт, дает лишь кратковременный эффект, а затем вновь происходит доминирование административных принципов и подавление экономических;

  • некомплексный характер реформы. Ни о какой демократизации производственных отношений, изменении форм собственности и перестройке политической системы речь даже не шла;

  • слабая кадровая подготовленность и обеспеченность реформы. Инерция мышления руководящих хозяйственных кадров, давление на них прежних стереотипов, отсутствие творческой смелости и инициативы у непосредственных исполнителей преобразований обусловливали половинчатость замысла реформы и обрекали ее в итоге на неудачу;

  • противодействие реформе со стороны партийного аппарата и его руководителей (Л.И. Брежнева, Н.В. Подгорного, Ю.В. Андропова), боящихся, что экономика может выйти из-под партийного контроля, а реформа – поставить под сомнение сущность социалистического строя.

Экономическая реформа, будучи непоследовательной уже на этапе замысла, не была осуществлена должным образом. Она не смогла переломить неблагоприятные тенденции в экономическом развитии страны, а усилия партийного аппарата свели ее на нет. Вместе с тем реформа 1965 г. показала пределы и ограниченность социалистического реформаторства.