... > История Беларуси > Строительство железных дорог...

Строительство железных дорог и рост городов на территории Беларуси в во второй половине XIX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Рост городов местечки торговля через магазины Развитие торговли Строительство железных дорог Первая железная дорога
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Рост городов

Изменения в составе городского населения. В середине XIX в. в Беларуси насчитывалась 42 города, а доля горожан составляла 10 % от всего населения Беларуси. Общее количество горожан в течение второй половины XIX ст. выросла в 2,2 раза и составила в 1897 г. 655 тыс. человек. Она увеличивалась за счет шляхты, безземельного крестьянства и выселенных из сельских поселений евреев. По темпам роста городского населения Беларусь отставала от центральных губерний Европейской России.

Города Беларуси были преимущественно небольшими. В конце XIX в. только два из них Минск и Витебск имели от 50 до 100 тыс., а семь городов — от 20 к 50 тыс. жителей. В 1913 г. количество населения Минска стало 116 тыс., а Витебска 103 тыс. человек.

Во второй половине XIX-начале XX в. в облики белорусских городов произошли заметные изменения. В значительные промышленные центры превратились Минск, Гомель, Пинск, Витебск, Гродно, Брест, Бобруйск, Борисов. Они вдвое, а то и больше увеличили свои территории. Тут были построены фабрики и заводы, на окраинах появились рабочие поселки.

Характерными для белорусских губерний были местечки — населенные пункты, которые занимали промежуточное положение между городом и деревней.

В конце XIX в. их насчитывалась в Беларуси около 320, и в них проживало 680 тыс. человек. Преобладали мелкие местечки — до 2 тыс. жителей, но около 100 местечек имели население от 2 до 5 тыс. человек.

Рост городов сопровождался сменой их социальной структуры. К концу XIX ст. среди горожан выделялись буржуазия и наемные рабочие. В состав городской буржуазии входили промышленники, зажиточные ремесленники, купцы, финансисты.

Своеобразным был национальный состав городского населения, в котором согласно переписи 1897 г. преобладали евреи. Белорусов среди городских жителей было только 14,5 %. Удельный вес еврейского населения местечек доходил до 60-80 %. Евреи преобладали среди рабочих мелко­капиталистической и ремесленного производства, торговли и бытового обслуживания. Торгово-промышленная буржуазия в крае в основном была предоставлена также еврейскими купцами и промышленниками. В крупной промышленности и на железной дороге были заняты преимущественно белорусы.

Строительство железных дорог

Развитие хозяйства в Беларуси непосредственно зависело от уровня развития путей сообщения. Однако речные и шоссейные пути сообщения не удовлетворяли нужд капиталистического рынка. Ему В наибольшей степени соответствовал в то время железнодорожный транспорт в то время железнодорожный транспорт. Первая железная дорога — участок Петербургско-Варшавской магистрали — прошла через Беларусь в 1862 г. С постройкой в 1860-я гг. Рига-Орловской, в 1870-я гг. Московско-Брестской и Либаво-Роменской, в 1880-я гг. Полесской и в 1902 г. Петербургско-Одесской железных дорог их длина на территории Беларуси составила 3000 км. Железнодорожная сеть на территории Беларуси была одной из самых густых в Российской империи.

Развитие торговли

Значительные сдвиги в последней трети XIX-начала XX ст. произошли в торговле. Постепенно теряли свою роль ярмарки, которые проводились периодически. На смену им приходила постоянная торговля через магазины. На её долю в конце XIX в. припадала 95 % всего внутреннего торгового оборота городов.