1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ИСТОРИЯ РОССИИ >
  4. ЭТНОГЕНЕЗ, СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРАВООТНОШЕНИЯ, РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

Этногенез, социальная организация, правоотношения, религиозные представления восточных славян

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

бассейн реки Висла Этногенез земледелие община (вервь) язычество
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Этногенез – хозяйство, социальная организация, правоотношения и религиозные представления народа, в нашем случае восточных славян.

Прародина всех славян – бассейн реки Висла. Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы) мигрировали оттуда в VI – IX вв. н.э. В ходе миграции они контактировали с разными этническими элементами: балтийскими, финскими, угро-финскими, тюркскими и т.д. Таким образом начал формироваться полиэтнический облик восточного славянства.

Хозяйство славян носило комплексный характер, доминировало земледелие (на севере – подсечное, землю обрабатывали сохой, на юге – пашенное, чуть позже там появился плуг). Также имело место оседлое скотоводство, охота, бортничество, ремесло (гончарное, кожевенное), ткачество, торговля (она была особенно выгодна, т.к. через территорию восточных славян проходило два великих торговых пути: по Волхову «из варяг в греки» и по Волге «из варяг в арабы»).

Из-за активного взаимодействия культур во время миграции славян, а также после нее не было устойчивых отношений с соседними народами, было много войн. Неудивительно, что основной политической организацией славян была военная организация, сотенная система, когда каждое племя выставляло сотню воинов во главе с сотским, а союз племен должен был выставить тысячу. Военными руководителями были князья. Племенной князь мог избираться на время, в период военных действий. Князья же более могущественные, управлявшие союзом племён, имели гораздо больше полномочий. Они занимались внутренним строительством союза, собирали войско, ведали внешней политикой, отправляли они и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин – племенная знать, занимавшаяся гражданскими делами. В военных делах князю помогала дружина – политическая и экономическая элита. Одним из важнейших элементов социально-политической структуры было вече – народное собрание, в котором участвовало всё население, включая знать.

В основе социального устройства – община (вервь), сначала кровно-родственная, затем соседская. Общины объединялись в племена, а те – в союзы племён, которых было около 15: поляне, древляне, вятичи, кривичи и др. Община доживет до начала XX века.

Доминирует идея рода: положение человека исходит из его происхождения (доказательство – наличие отчеств) Мир патриархален. Традиционно страна воспринималась как семья (царь-батюшка), идея патернализма (от лат. Pater – отец). Взаимоотношение власти и человека = взаимоотношение между родителями и детьми, следовательно имела место социальная инфантильность, невозможность принять решение.

Власть персонифицирована (например, эпоха Петра I): народ рассчитывает на доброго царя. Так формируется модель государственного устройства. При которой власть может применять к социуму любые карательные меры во благо общества.

Правоотношения основывались на обычаях, а не на писаных законах (даже после появления письменности). Регулятор – кровная месть. За преступление отвечает род, ближайшие родственники. Недоверие к закону, стремление жить по рациональности, привычке, правде собственной. Русское сознание стремится обойти закон, позиция русского человека – чувство.

Религией восточных славян было язычество ( от язык, что в этом случае значит «народ») – вера народная, оригинальная вера славян. Язычество – политеизм, многобожие (Перун – бог грозы, Велес – бог скота, торговли и богатства, Дажьбог – солнечное божество, Стрибог – бог ветра, Мокошь – покровительница женских работ). Все боги в той или иной степени олицетворяют силы природы и окружение человека. Вера в леших, русалок, водяных и прочую нечисть сохранилась и после принятия христианства. Обожествляли умерших предков. Их сжигали, затем над прахом возводили курган по языческому обычаю, совершали тризны. И в христианстве восточных славян было много языческих элементов.