... > История России > Реформаторская политика Екатерины...

Реформаторская политика Екатерины II во второй половине 70-х – в 80-х годах XVIII века и усиление реакционных тенденций

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

продолжать просветительную политику принцип единоличного управления Итоги реформаторской деятельности Екатерины II
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Екатерина пытается продолжать просветительную политику. Ряд реформ о разных сторонах жизни России.

Реформа центральных органов власти и проявление в ней абсолютизации власти. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины II. Через них Екатерина II вела основную часть дел по управлению государством. Некоторые екатерининские вельможи выполняли персональные поручения в определенной части внутренней политики. И.И. Бецкой был главной фигурой в области просвещения, Л.И. Миних — в области таможенной политики. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет. В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три — Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил свое положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти. Административная реформа. Учреждение управления Российской империей – 1775 г. – улучшение аппарата местной власти. Раздробление России на более мелкие губернии. Элементы Просветительства в реформе и усилении военно-политического режима. Устав благочиния, 1781 – основан на религиозных заповедях, направлен на усиление местной полицейской власти. Школьная реформа. 1782-1786. Создание школ для народа. Сословно-политические реформы. 1785 – жалованная грамота дворянству («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»), жалованная грамота городам («Грамота на права и выгоды городам Российской империи»): впервые законодательно подытоживает и утверждает все привилегии и права дворянства и городского населения (городская дума, городской голова, местное управление, социальное расслоение). Итоги реформаторской деятельности Екатерины II. Н.М.Карамзин, оценивая реформаторскую деятельность Екатерины писал: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России». При Екатерине дворянство становится не только привилегированным сословием, имеющим правильную внутреннюю организацию, но и сословием, господствующим в уезде (в качестве землевладельческого сословия) и в общем управлении (как бюрократия). Параллельно росту дворянских прав и в зависимости от него падают гражданские права крестьян.