Особенности участия Великобритании в процессах европейской интеграции в 1992–2016 гг. «Brexit» и его воздействие на процесс европейской интеграции
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Что касается ситуации внутри самого ЕС, то Великобритания в 1990-е гг. в меньшей степени, чем при М. Тэтчер, проявляла некую особую позицию внутри этой структуры. Впрочем, приверженность своей национальной валюте, отказ заменить фунт стерлингов введенным в оборот в 1999 г. евро свидетельствовали о прочности позиций «евроскептиков» в британском истеблишменте, иными словами о том, что Великобритания по-прежнему остается на некоторой дистанции от континентальных участников ЕС.
Известно, что рост экономического веса ЕС породил стремление дополнить его дипломатическими и военными инструментами. Первые попытки предпринимались еще полвека назад, в основном на уровне Франции, Западной Германии и Италии. Поиск военно-политической составляющей продолжался десятилетиями. В 1990-е гг. он активизировался, по всей видимости, ввиду исчезновения «советской угрозы» и ослабления необходимости в натовском, т.е. американском, «зонтике безопасности». События на Балканах сблизили позиции государств — членов ЕС, показав их отсталость и зависимость от США в области спутниковой и радиоэлектронной разведки, высокоточного оружия и в целом способности проецировать военную мощь. Одним из выражений этого стало предложение Великобритании о создании сил быстрого реагирования ЕС. Прорывом стал франко—британский саммит в Сен-Мало (1998 г.). Всего лишь за год члены Европейского Союза достигли соглашения в вопросах, обсуждения которых избегали на протяжении полувека.
И все же главной сферой интересов Великобритания в Европе остается экономика — в случае сложностей в этой сфере военно-политическая тематика стремительно уходит на второй и даже третий план. События 2010—2012 гг. убедительно показали это. Так, летом 2010 г., полгода спустя после того, как вступил в силу Лиссабонский договор, сделавший Европейский Союз правосубъектным, британский министр по европейским делам Д. Лидингтон высказывался весьма положительно о валютной системе ЕС.
Однако уже через год с небольшим, в сентябре 2011 г., министр иностранных дел У. Хейг высказался за большую независимость страны от ЕС. По его мнению, создание зоны евро без согласованной политики, регулирующей государственные расходы и налоговые поступления, стало «большой ошибкой», и в Лондон из Евросоюза должно вернуться больше полномочий.
В целом, оценивая роль Великобритании в европейских интеграционных процессах и ее подходы к ним, можно констатировать, что она верна своей давней внешнеполитической традиции проявления осторожности, сохранения запасных альтернатив и, в крайнем случае, путей отхода, в том числе, не исключено, и от ЕС. Она достаточно активно участвует в европейский делах, но именно достаточно, а не чрезмерно, сохраняя баланс между политикой на этом направлении, с одной стороны, и «особыми отношениями» с США, а также соответствующими связями с другими странами, включая свои бывшие колонии — с другой, включая, например, Индию, которая после нескольких десятилетий предпочтительных отношений с СССР в последние годы в своем соперничестве с Китаем как стратегическим партнером России все больше ориентируется на развитие отношений именно с США, Великобританией и Австралией, а также странами Восточной Азии, опасающимися роста китайского влияния.
16 марта 2017 Королева Великобритании Елизавета II одобрила законопроект о запуске процедуры выхода Великобритании из ЕС, документ вступил в законную силу.
20 марта стало известно, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй 29 марта запустит процесс выхода страны из Евросоюза.
Сообщалось, что Brexit обойдется Великобритании в 50-60 миллиардов евро, которые Лондон должен будет выплатить Евросоюзу по ранее заключенным соглашениям. Эта сумма включает в себя многолетние обязательства Великобритании.
Угрозы для евроинтеграции:
Возможный распад Евросоюза. Впервые за время существования ЕС страна-участница выразила твердое намерение выйти из состава, что само по себе не очень хороший знак. Великобритания может стать примером для других государств, которые не довольны политикой Брюсселя (таких как Германия) или тех территорий, вопрос отделения которых стоит для них исторически (Каталония, Шотландия). Джордж Сорос считает, что откол Великобритании — это начало конца для всего Союза, а возможно, и НАТО.
Углубление противоречий между странами членами ЕС на фоне проблем с мигрантами и неравномерного экономического развития стран-участниц, когда многие более сильные государства вынуждены кредитовать слабых.
Замедление экономического роста, падение курса евро. Возможное снижение кредитных рейтингов стран-участниц.