Специфика международного положения Калининградской области РФ в контексте отношений Российской Федерации с ЕС и НАТО в 1990-х – 2010-х гг
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Проблема Калининградской области (КО) стоит достаточно остро и зачастую является источником споров и конфронтации, а в силу ее географического расположения любые события, происходящие там, способны оказать серьезное влияние на политический баланс. Политическое и географическое положение Калининградской области особое. Она была образована 7 апреля 1946 г. и в результате решений Потсдамской конференции, эта административная единица отделена от России территорией Литвы и Беларуси.
Публичные споры и обсуждения вопроса принадлежности Калининградской области практически сошли на нет, так как стало очевидным, что притязания, ставящие под вопрос статус КО, могут быть чреваты серьезными последствиями, а именно привести к возникновению подобных территориальных претензий со стороны различных стран региона друг к другу. Так, право на принадлежавшие ей в прошлом земли могла предъявить Германия, Россия могла бы тогда поднять вопрос Клайпеды, а Польша претендовать на Вильнюс и так далее. Непосредственно для Литвы стало также вскоре ясно, что появление новых территориальных разногласий только усложнит процесс интеграции страны в евроатлантические структуры, прежде всего НАТО и Европейский союз. Позиция России в данном вопросе четко определена и неизменна. Она заключается в том, что «КО не обладает международной правосубъектностью, а ее органы власти обязаны согласовывать свои действия в сфере внешних связей с федеральным центром».
Жизнеспособность Калининградской области зависит от транзита через территорию Литвы. Весной 2001 г. во время визита в Калининград президента Литовской республики В. Адамкуса, обсуждались вопросы снижения тарифов на перевозки грузов и граждан в Россию через Литву.
КО всегда была очень милитаризированным районом. Область фактически была базой Балтийского флота и 11th Guards Army, на ее территории располагались вооружение (оружие) — включая ядерное оружие — и она, таким образом, была полностью подготовлена к тому, чтобы в случае войны принять большие воинские контингенты. В результате на Западе стали слышны мнения о том, что район Калининградской области чересчур милитаризован.
Специфическим было положение Калининградской области РФ, которая с 2004 г. оказалась эксклавом в окружении государств-членов ЕС.
В 2002 г. структуры ЕС отказались предоставить жителям области право свободного проезда на основную территорию России.
В 2009 г. российские власти отклонили предложение ЕС о включении Калининградской области в программу Восточного партнерства.
В 2011 г. структуры ЕС согласились рассматривать всю Калининградскую область как приграничную территорию (право облегченного доступа на приграничные территории ЕС для жителей области).
Проблемным является вопрос о присутствии российских вооруженных сил в Калининградской области.