- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ПОЛИТОЛОГИЯ >
- ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО, ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
Политическое лидерство, понятие и теории, причины возникновения и социальные функции, классификация и его содержание
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Политическое лидерство — это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.
Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.
Теория личностных черт. Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.
Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей.
Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций.
Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.
Интегративная теория учитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.
Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:
Программная функция — разработка лидером программы деятельности.
Диагностическая (аналитическая).
Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.
Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти.
Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.
Функция легитимации политического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.
Типы лидеров:
По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:
Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.
Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.
Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.
Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:
Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.
Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.
Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.
Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.
Политический процесс — совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционально политической системы общества. Процесс непрерывен и сложен. Может развиваться в разных направлениях, накладывать одну деятельность на другую, стадию на стадию, быть единством многообразия и многообразием единства. Политический процесс — совокупность видов деятельности политических субъектов, гарантированных законом и включенных в динамику практически политических отношений, которые охватывают все стадии развития и функционально политической системы общества.
Стадии:
развитие политической системы;
разложения, упадки, распады политической системы;
конституирования — становления политической системы;
функциональное существование политической системы ( Д. Исток) конституирование политической системы.
Политическое управление — сознательная деятельность политических институтов, организаций и отдельных индивидов, направленная на регулирование политических отношений достижения определенных целей правящей элитой.
Этапы:
постановка или выявление социальных проблем, требующих своего разрешения, т.е. формулирование политической «повестки дня»;
реализация решений;
принятие решения, т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действия;
разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения социальной проблемы.
Методы:
компромисс (обоюдное согласование);
консенсус (всеобщее согласие);
гегемония (форма политических решений, общество навязывает мнение).