- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА >
- ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности.
Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.
Образование как ценность — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.
Основными элементами образования как педагогического процесса являются: цели и содержание образования, способы его получения, формы организации, а также субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования.
Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.
Образовательные цели — это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.
Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя — в развитии личности каждого члена общества.
На основе анализа общечеловеческой культуры содержание образования следует понимать как совокупность:
системы знаний о природе, обществе, человеке;
опыта осуществления различных способов деятельности;
опыта творческой деятельности по решению новых проблем;
опыта ценностного отношения к миру.
В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.
Виды образования
Основаниями для их выделения являются:
тип научных знаний — биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.;
тип доминирующего содержания образования — теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественно-научное и др.;
вид освоения человеческой деятельности — музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское и др.;
тип освоения культурных ценностей человеческого общества — классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;
масштаб освоения культурных ценностей — национальное, европейское, международное, глобальное и др.;
тип образовательной системы — университетское, академическо-гимназическое и др.
сословный признак — элитарное и массовое;
тип преобладания направленности содержания образования — формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное, общее, начальное и высшее профессиональное и пр.
уровень образования — начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.
К способам получения образования в мировой и отечественной практике относят:
дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;
экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении;
дистанционное обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ;
заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.
Формами организации образовательного процесса являются:
урок (35 или 45 мин.) — основная форма обучения в школе;
лекция (90 или 120 мин., с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;
семинар — практическое занятие всей учебной группы;
лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;
учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и т.д.;
групповые или индивидуальные консультации по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты

Нам важно твое мнение
Остался ли ты доволен контентом, который опубликован на этой странице?
Спасибо, принято!
Напиши, что не так с вопросом в форме обратной связи, мы постараемся разобраться в ближайшее время.