... > Психология и педагогика > Образование как общечеловеческая...

Образование как общечеловеческая ценность и педагогический процесс

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

образование Образование как ценность Образовательные цели содержание образования Виды образования способам получения образования Формами организации образовательного процесса
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности.

Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.

Образование как ценность — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

Основными элементами образования как педагогического процесса являются: цели и содержание образования, способы его получения, формы организации, а также субъекты и объекты образовательного процесса, образовательная среда, результат образования.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.

Образовательные цели — это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.

Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя — в развитии личности каждого члена общества.

На основе анализа общечеловеческой культуры содержание образования следует понимать как совокупность:

  • системы знаний о природе, обществе, человеке;

  • опыта осуществления различных способов деятельности;

  • опыта творческой деятельности по решению новых проблем;

  • опыта ценностного отношения к миру.

В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.

Виды образования

Основаниями для их выделения являются:

  • тип научных знаний — биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.;

  • тип доминирующего содержания образования — теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественно-научное и др.;

    вид освоения человеческой деятельности — музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское и др.;

  • тип освоения культурных ценностей человеческого общества — классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.;

  • масштаб освоения культурных ценностей — национальное, европейское, международное, глобальное и др.;

  • тип образовательной системы — университетское, академическо-гимназическое и др.

  • сословный признак — элитарное и массовое;

  • тип преобладания направленности содержания образования — формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное, общее, начальное и высшее профессиональное и пр.

  • уровень образования — начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

К способам получения образования в мировой и отечественной практике относят:

  • дневную и вечернюю формы обучения в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;

  • экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении;

  • дистанционное обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ;

  • заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.

Формами организации образовательного процесса являются:

  • урок (35 или 45 мин.) — основная форма обучения в школе;

  • лекция (90 или 120 мин., с перерывом или без) — основная форма обучения в вузе;

  • семинар — практическое занятие всей учебной группы;

  • лабораторный практикум — практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;

  • учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и т.д.;

  • групповые или индивидуальные консультации по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся.