Задатки и склонности в структуре способностей, факторы и условия развития способностей

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Способности Виды способностей Условия развития способностей Задатки Одаренность Талант Гениальность Показатели одаренности Факторы, влияющие на развитие способностей
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). 

Виды способностей:

  • общие — связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например);

  • специальные — связаны с условиями отдельной деятельности. 

Условия развития способностей: 

  1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций.

    Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.).

  2. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности: 

    •    простая деятельность — снижение интересов; 

    •    очень сложная деятельность — снижение темпа, мотивации. 

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.). 

Способности к задаткам не сводятся, задатки — одна из посылок для формирования способностей. 

Рубинштейн: «Задатки являются предпосылками развития способностей, но не определяют их. Качество способностей определяется уровнем генерализации соответствующих психических процессов»

Задатки характеризуют быстроту генерализации (скорость, с которой у человека происходит обобщение). 

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая одаренность — способность к обучению и специальная — высокий уровень специальных способностей (особенно высокие — талант и гениальность). 

Талант — это способность к достижению высшего порядка. 

Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое: 

  • незаурядность в различных областях + доминирующая сторона; 

  • осознание способности; 

  • включенность способности в характер. 

Показатели одаренности: 

  • темп и легкость усвоения материала; 

  • широта переноса; 

  • время проявления; 

  • соотношение результатов с условиями. 

Факторы, влияющие на развитие способностей: 

  1. исходная предпосылка — врожденные задатки; 

  2. время выявления; 

  3. развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес; 

  4. всестороннее развитие интересов и способностей; 

  5. соперничество и сотрудничество.