Культура речи в речевой коммуникации (нормативный, коммуникативный, этический аспекты)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Культура речи – это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Другими словами, культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения.
Нормативный аспект культуры речи связан с соблюдением языковых норм. Свойства норм:
их обязательность для всех говорящих и пишущих на русском языке;
их устойчивость;
их историческая изменчивость.
Коммуникативный аспект культуры речи предполагает умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.
Коммуникативный аспект считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи, носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.
Поскольку в акте общения принимают участие адресант (создатель информации) и адресат/адресаты (воспринимающие информацию), то важно определить, какими коммуникативными качествами должна обладать речь говорящего, чтобы адресат правильно декодировал ее, адекватно воспринимал и был заинтересован в получении информации.
Этический аспект культуры речи предполагает, во-первых, знание правил речевого этикета и умение ими пользоваться, во-вторых, владение этическими нормами общения.
Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. В различных сферах человеческой деятельности этикетные средства используются различно.
В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они касаются и многих моментов общения. Простой пример: если вы сидите за большим праздничным столом с незнакомыми или с не очень близкими вам людьми, то по отношению к ним уместнее будет просьбу выразить так: Не можете ли вы (или: вас не затруднит) передать мне хлеб.
Критериями культуры речи являются не только правильность и коммуникативная целесообразность, но и точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность.
Критерии культуры речи
Правильность. Это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими. Коммуникативная целесообразность подразумевает, что недостаточно говорить или писать правильно, нужно еще иметь представление о стилистических градациях слов и выражений, чтобы уметь употреблять их в соответствующих коммуникативных ситуациях.
Точность высказывания. В этом понятии выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове.
Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь).
Во втором возможны следующие недостатки: отсутствие конкретности (высказывания типа «Кто-кто кое-где у нас порой…» и т. п.), смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит-обсудит, представит-предоставит и т. п.).
Логичность изложения. Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина – следствие, сходство – различие и т. д.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов «за» и «против», сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Примерами нарушения логики высказывания являются известные фразы «Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в галошах».
Ясность и доступность изложения. Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций.
Доступность предполагает ясность, но не все, изложенное ясно, бывает доступно для понимания каждого человека. Например, прочитанная понятным языком лекция по ядерной физике может быть доступна в основном для специалистов.
Чистота речи. Чистой называется речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (слов и словосочетаний) или элементов, отвергаемых нормами нравственности.
К таким элементам относятся слова-паразиты (вот, значит, так сказать), диалектизмы и просторечные слова (чаво, здеся), варваризмы (иностранные слова, имеющие русские эквиваленты, – анонс, пролонгирование и т. п.), жаргонизмы (стибрили, умотать, лафа и т. п.), вульгаризмы (бранные слова).
Выразительность речи. Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационной (когда слушателей заинтересовывает подаваемая информация) и эмоциональной (когда слушателей заинтересовывают способ изложения, манера исполнения и т. п.).
Разнообразие средств выражения. Это требование выполняется, когда в речи используется большое количество синонимов, из-за того, что у говорящего или пишущего большой объем и высокая активность лексического запаса.
Эстетичность речи. Проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения.